Ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источниковЭто правило уже давно взяли на вооружение все качественные редакции. Добраться до первоисточника – профессиональное требование для серьезного и ответственного журналиста.
Источник – это человек, от которого исходит первоначальное высказывание или действие. Это тот самый первоисточник, «альфа и омега» факта. Также источником может быть человек, который участвовал в событиях (очевидец) или близко знакомый с первоисточником.
Лучше, если источник неодушевлен и является средством фиксации. Тогда он избавлен от личностных оценок, предпочтений и застрахован от ментальных ошибок. Это может быть любое устройство – от термометра за окном до видеорегистратора в машине. Но здесь также понадобится профессиональное сомнение фактчекера: проверить надежность показаний прибора и установить, не было ли стороннего вмешательства или искажающего воздействия внешней среды.
Никогда не бывает лишним проверить информацию из разных источников, взять комментарии экспертов и людей в теме. Но нужно отделять источник от комментария, в том числе для лучшего понимания контекста читателями. Если кто-то с умным видом рассуждает по формуле «не читал, но осуждаю», он не может быть источником. Такие высказывания могут дополнить и обогатить материал деталями и смыслами. Главное не забывать, что это «вишенки на торте», «бантики», украшения, которые не могут заменить твердый скелет фактуры и свидетельств реальных источников.
Спросите противоположную сторонуСколько бы источников вы ни опросили, если все они придерживаются одной позиции, находятся в одном лагере, то ваш материал теряет в объективности. Если пообщаться с сотней приверженцев какой-либо закрытой секты, то вы увидите благостную картину и единодушие. Здесь количество не работает на качество и объективность.
В любой ситуации, как минимум, есть две стороны, два полюса. Нужно хотя бы попытаться связаться со всеми участниками и заинтересованными сторонами, вовлеченными в событие. Очень часто журналисты игнорируют этот старый-
добрый принцип, который спасает от досадных проколов или даже позора.
В июле 2020 года издание Repost о смерти председателя Жокоргы Кенгеша Каракалпакстана от COVID-19. Несколько изданий не проверив информацию, переоопубликовали данное сообщение. Впоследствии Repost удалил сообщение, сообщив, что информация появилась в результате взлома сайта. Информация оказалась фейковой. Часто журналисты публикуют непроверенную информацию, не имея возможности проверить, получить подтверждение или опровержение. В таком случае надо в тексте указать, что информация не подтверждена.
Учитесь распознавать фейкиУмение распознавать фейки – необходимый навык журналистов. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Под фейками надо понимать не только осознанные подделки и симуляции. Это еще и небрежность, опечатки и технические ошибки. Которые, уходя в массовое сознание, становятся ложной реальностью. Поэтому так важно проверять написание имён, профессий и званий упомянутых людей, сверять даты, названия, адреса и прочее.
Фейк может быть целенаправленным замыслом и служить развлечением публики. Мы не будем рассматривать
откровенных видеопранкеров или
социальные эксперименты, которые в открытую выкладывают результаты своих опытов. Но очень интересен феномен псевдоновостных и квазижурналистских проектов.
В формате мокьюментари работает
американский комик Саша Барон Коэн, который создал образ якобы казахского журналиста
Бората Сагдиева. С этим персонажем существует как
полнометражный фильм, так и множество коротких сюжетов. К слову сказать, у этого же артиста есть ещё образ фешн-журналиста
Бруно. В России удачный мокьюментари-проект «
Россия. Полное затмение» сделал
Андрей Лошак.
Точность фактов важнее сенсацииЭмоции – опасный враг фактчекера. Часто присутствует соблазн поддаться общему настроению и выдать желаемое за действительное, идя на поводу «сенсаций». Некоторые медиа с удовольствием выпускают фактоиды, ведь они популярны у аудитории. Рядом с эмоциями часто идёт небрежность, желание побыстрее и первым поведать миру громкую новость. Здесь часто кроется опасность опубликовать ложь.
Профессионалы советуют, например, давать срочные и непроверенные сообщения сначала в соцсетях, подчеркивая их сомнительность. Таким образом, выигрывая не только внимание аудитории, но и возможность с её же помощью проверить и уточнить информацию.
В распознании фейков помогут также интернет-сервисы. Существует простая проверка заголовка и части текста или цитат через поисковики (Яндекс, Google) и службы агрегации новостей (Яндекс.Новости). Картинки проверяются сервисами
Google images или
TinEye. Правда, после изменений графическим редактором системы могут и не найти первоисточник без искажений.
Используйте социальные сети осторожноСоциальные сети одновременно облегчают и усложняют работу журналистов и редакций. В идеале, по каждому факту, найденному в них, надо найти минимум два-три подтверждения (желательно с прямой речью).
В процессе фактчекнига необходимо также разделять информацию и сам источник. Точнее, проверять и то, и другое. Благодаря Интернету и социальным сетям всегда можно найти следы деятельности человека, связаться с родственниками и друзьями, опросить коллег и знакомых.
Что нужно проверять в тексте
Все. А с особенным вниманием то, что, кажется, проверять точно не нужно.
Даты и числаГода рождения, событий, время, возраст, факты — любые числа обязательно нужно проверить. И убедиться, что они не противоречат данным в других источниках. Например, чтобы проверить числа в исторических материалах, можно обратиться к археологическим документам или к эксперту.
ИменаДолжности, титулы, регалии. Важно понимать, что бренд-менеджер и менеджер по продукту — разные должности, CEO и исполнительный директор тоже. Если речь идет о конкретном человеке, важно проверить, что о нем говорит интернет, но уточнить у него самого — актуальна ли эта информация и где он сейчас работает. В соцсетях, на профессиональных, личных и корпоративных сайтах часто бывает устаревшая информация.
Проверять нужно даже родство. Человеческий фактор никто не отменял, иногда кто-то может оговориться и сказать «сын» вместо «племянник». Так что важно приучать себя сомневаться в каждом слове.
НазванияПосле общения с сотрудниками компании проверьте ее написание в интернете. Если сам бренд пишет название по-разному — стоит связаться и уточнить, в каком случае какой вариант правильный. Обязательно проверять все аббревиатуры.
«Однажды спикер назвал мне кафедру, где работает, но название отличалось от того, что было указано на сайте учебного заведения. Оказалось, сотрудники, которые давно работают в институте, до сих пор используют привычный, но устаревший и недействительный с 1987 года вариант».
СтатистикуЕсли вы используете в материале статистику, обязательно укажите ссылку на исследование, которое провел конкретный ресурс, например,
Medialeaks или
LiveDune. При этом действительным считается то исследование, о котором написала сама организация. Чтобы использовать статистические данные в материале, необходимо найти первоисточник.
ФактыАвторитетная публикация
Проверить научный факт в той сфере, в которой вы не разбираетесь, тоже вполне реально и необходимо. Важно найти научную работу, как вариант, публикацию эксперта в соцсетях, но со ссылкой на статью конкретного автора в профильном журнале. Во втором случае важно указать, из какой статьи вы взяли информацию.
Эксперт компанииЕсли вы работаете с профильной компанией, то попросите ее предоставить вам эксперта. В таком случае клиент вместе с правами на интеллектуальную собственность — вашу статью, берет на себя ответственность за достоверность. И если у кого-то появятся претензии — они будут адресованы эксперту. В любом случае в интересах автора написать честную статью без фейков, поэтому не стесняйтесь задавать дополнительные вопросы и просить ссылки на источники до тех пор, пока полностью во всем не разберетесь. Фактчекинг — ответственность автора и редактора, не эксперта.
Эксперт из интернетаЕсли вы не можете разобраться с каким-то фактом — просите помощи в соцсетях. Там тоже можно найти экспертов, только помните, важно проверить наличие и действительность их лицензий. Эксперт, который активен в соцсетях, в большинстве случаев с удовольствием поможет за упоминание в материале, потому что это полезно для его личного бренда.
ЦитатыИщите первоисточник, прежде чем использовать цитаты. Публикуйте правильно оформленные цитаты — в кавычках и с указанием автора. При условии, что сам автор ее письменно подтвердил, даже если в ней окажется искаженная информация, виноват будет не журналист, а эксперт. Это снимет юридическую, но не репутационную ответственность с издания. В интересах любого автора и редактора выпустить качественный и правдивый материал.
Вы наверняка помните карантинное письмо якобы Ф. Скотта Фицджеральда, которое разошлось по соцсетям во время начала пандемии весной 2020 года. В 1918—1919 годах в Европе действительно была пандемия испанского гриппа, наверное, поэтому выглядело оно так правдиво и многие поверили в его подлинность.