Тема 3.2
Тренды в подаче экологической информации
2020 год стал самым жарким за всю историю наблюдений. Как свидетельствуют данные проекта Евросоюза Copernicus и Службы мониторинга атмосферы Copernicus Atmosphere Monitoring Service (CAMS), 2020 год наряду с 2016-м стали самыми жаркими за всю историю метеонаблюдений. Средняя температура воздуха у поверхности Земли в 2020 году была в среднем на 1,5 °C выше, чем в промежутке с 1850 по 1900 годы и на 0,6 °C выше, чем в период с 1981 по 2010 годы. Таким образом 2020 год ознаменовался двумя глобальными проблемами - пандемией COVID-19 и изменением климата, которые неразрывно связан с проблемами экологии и окружающей среды.

2019 год запомнился выступлениями Греты Турнберг, которые вызвали большой ажиотаж вокруг экологической темы. Можно с уверенностью сказать, что в том числе благодаря ее акциям и высказываниям экология стала главной мировой повесткой 2020 года. По версии Forbes Life 2020 год стал поворотным для глобального экологического движения: больше 4 млн человек вышло на забастовку Fridays for Future и около 4,5 млн фотографий с хештегом #zerowaste («ноль отходов») появились в инстаграме. Газета The Guardian заявила, что теперь будет использовать термин «кризис климата» вместо «изменение климата». Все больше людей стали интересоваться проблемами окружающей среды и оказались в эпицентре важной повестки – экология, экологическая устойчивость. климатические изменения стали самыми актуальными темами в 2020 году.

Мировые тренды в экологической тематике

Изменить пищевое поведение или потерять планету

Вызов. Пищевая промышленность тратит огромные ресурсы планеты. 20% парниковых газов выбрасывается животноводством, на 1 килограмм говядины уходит 15 000 литров виртуальной воды*, в то время, как, к примеру, для производства килограмма пшеницы ее необходимо около 1000 литров. Практически половину земли, которая не занята льдом, занимают пастбища и пахотные земли, которые деградируют, загрязняются пестицидами и химическими удобрениями. При этом люди выбрасывают около половины продуктов питания. А бум на доставку еды во время локдауна пандемии Covid-19 увеличил спрос на пластик, который попадает в воду и убивает фауну мирового океана.

Ответ: В ответ на эти вызовы в моду входит стиль питания, основным продуктом которого становится растительная пища (plant-based diet). Рынок таких продуктов питания эксперты уже сегодня оценивают в $12 млрд. Количество веганов растет, популярными становятся и менее агрессивные ограничения. Так, Пол Маккартни запустил проект Meatless Monday — движение за отказ от мяса в определенный день. Немало людей выбирают флекситарианство*.

Продажи коровьего молока в США упали на $1 млрд в прошлом году, в то время как рынок растительного молока оценили в $21 млрд — и он продолжит расти по экспоненте.

Потребители начинают переходить на искусственное мясо. Уже сейчас 30% американцев и около 39% европейцев предпочитают продуктам животного происхождения экоальтернативу. В 2017 году объем рынка заменителей мяса оценили в $4,1 млрд., а уже к 2026 году цифра увеличится вдвое. Успех компаний Beyond Meat и Impossible Foods, производящих растительное мясо нового поколения, запустил конкуретную гонку, в которую уже включились Nestle, Tyson Foods, Kellog и Kroger.
Полный отказ от ископаемого топлива, за который выступают все экоактивисты мира, отразится на одноразовой упаковке еды. Развитие получит биоэкономика и исследования по альтернативам пластикам. Будет больше материалов из возобновляемых ресурсов и альтернативных решений с многоразовой тарой.

Мода на потребление или “медленная мода” - альтернатива выживания

Вызов. Индустрия моды ежегодно производит 80 млрд предметов одежды — это в четыре раза больше, чем в начале нулевых. Только в США почти 12 млрд вещей в течение года оказываются на свалке. Сейчас индустрия моды остается одной из наименее устойчивых — социальное неравенство, негуманное отношение к животным, загрязнение воды во время выращивания хлопка и выбросы СО2 во время производства синтетических тканей. 10% углекислого газа, которые влияют на изменение климата, генерирует индустрия моды (для сравнения — авиаперевозки выбрасывают только 3%). Сильнее всего загрязняет воду выращивание растений, их обработка и покраска, а 16% всех пестицидов в мире идут на производство хлопка.
Ответ. Глобальный тренд на прозрачность данных и «медленная мода» заставляют производителей раскрывать информацию о том, как они изготавливают ткани. Чтобы избавиться от ископаемого топлива, производителям придется придумывать безопасные ткани из переработанных материалов. Наиболее активную позицию заняли бренды Nike, Reebok, Adidas, Timberland, которые уже производят обувь с меньшим экологическим следом и работают над их улучшением. Nike выпустил новую экологичную капсулу.

Вызов. Производители будут вынуждены вкладываться в разработки водосберегающих систем производства.
Ответ. Появится больше инновационных тканей (таких как лиоцелл/тенсел), для изготовления которых используют целлюлозу из возобновляющихся лесов. Такие материалы разлагаются, требуют меньше воды и химикатов.
Быстро изменить ситуацию будет непросто: если верить нашумевшему документальному фильму The True Cost («Реальная цена»), каждый шестой человек в мире так или иначе занят в индустрии моды. Но технологии будут развиваться на благо планеты: виртуальные примерочные помогут сократить лишние покупки и выхлопы от транспорта, а 3D-визуализация позволит создавать дизайн без расходов на лишнее производство.

Вызов. 90% сырья становятся отходами еще до того, как вещь покинула фабрику, а 80% произведенных продуктов попадают на свалки в первые же полгода своего существования. Вскоре мы увидим больше решений замкнутого цикла без потери ресурсов в разных индустриях — не только на уровне упаковки, но и всей цепи производства. Производители будут закладывать повторное использование ресурса в дизайн продукта, для того чтобы поддерживать уже купленный товар, а не производить новый.
Ответ. Например, бренд Patagonia с известной рекламной кампанией Don’t buy this jacket («Не покупай эту куртку») показывает покупателю полный экологический след одежды и зарабатывает на ремонте изделий, а более нишевые бренды Pure waste и Tonle используют для своей одежды ткани, оставшиеся от больших производств. В то же время Timberland сотрудничает с производителем шин, который отдает свою изношенную продукцию на переработку, а полученная резиновая крошка становится подошвой для ботинок. Датский стартап VIGGA продает подпискуна детскую одежду: за небольшую ежемесячную плату родители получают набор из 20 вещей очень высокого качества, а когда они становятся малы, комплект возвращается и после химчистки передается другой семье. Сервисы аренды одежды будут идти за покупателем и становиться более привычными, как, например, Rent the Runway, который подписал партнерское соглашение с сетью отелей W.
Тренд на экологичность продолжит расти: 73% миллениалов уже готовы платить больше за более устойчивые продукты, а чем выше будет на них спрос, тем активнее под него начнут подстраиваться производители. Но для того чтобы кардинально изменить производство в соответствии с экологическими стандартами, нужно время. Поэтому мы увидим много псевдорешений: от ничего не значащих упоминаний слов «эко», «зеленый», «натуральный» на упаковке до внедрения одного экологичного продукта в совсем «неустойчивую» линейку.
Coca-Cola — один из трех самых больших загрязнителей мира пластиком вместе с Nestle и PepsiCo — утверждает, что к 2030 году будет перерабатывать весь пластик. Правда, компания не уточняет, что речь идет не о ее продукции, а о любом пластике в объемах, эквивалентных произведенному ими, — то есть снижать объемы собственного производства они не планируют. В дополнение к этому компания отказывается делать бутылки из переработанного или альтернативного сырья. Nestle в своей рекламе утверждает, что использует ответственно собранный какао, в то время как экоактивисты настаивают, что выращивание какао в Западной Африке опустошает леса и загрязняет воды химикатами. Volkswagen заплатил $4,3 млрд во время дизельного скандала: машины были запрограммировали так, чтобы во время тестов EPA (Агентство по охране окружающей среды США) показывать меньший объем выхлопов, но как только автомобили выезжали на дорогу, этот показатель увеличивался в 40 раз.

Вызов. На производство электроэнергии из ископаемого топлива приходится до 25% парниковых газов. В 2015 году 195 стран одобрили Парижское соглашение, призванное не позволять средней температуре на планете расти выше 2˚С по отношению к показателям доиндустриальной эпохи. В первую очередь страны должны предотвращать выброс парниковых газов, в частности углекислого газа, основной источник которого — производство угля, нефти, газа.
Ответ. Сегодня возобновляемая энергия начинает вытеснять ископаемое топливо. «Чистая» энергия поступает из неисчерпаемых природных запасов — таких как солнце и ветер. Ее стоимость уменьшается с каждым годом, и уже 11% энергии в США можно назвать устойчивыми. Используется множество технологий, от солнечных батарей на крышах домов до ветряных электростанций на воде. Технологические компании переходят на возобновляемые источники энергии, Facebook планирует сократить выбросы СО2 на 75% в 2020 году.

Вызов. Производство цемента — еще один существенный фактор выбросов СО2. Как пишет Билл Гейтс в своем блоге, к 2060 году в мире появится 2 трл квадратных метров новых зданий — это как строить по одному Нью-Йорку каждый месяц на протяжении 40 лет.
Ответ: Мы не можем позволить себе строить их из бетона. Поэтому города станут флагманами борьбы с изменением климата — именно в них будут вводить новые технологии в строительстве, энергоэффективности и очищении воды. Вместе с ними начнет адаптироваться и прогрессивное законодательство. В Армении, например, ввоз электрокаров освобождается от НДС, а мэрия Еревана не взимает плату за парковку электромобилей. Новый мэр Парижа взяла курс на кардинальное озеленение города. Копенгаген собирается стать углеродно нейтральным уже к 2025 году. Амстердам планирует сократить 55% выбросов углекислого газа к 2030 году. В Стокгольме уже более 80% энергии для отопления поступает от ветра и солнца, а к 2030 году вся Швеция может полностью перейти на возобновляемые источники.
Самостоятельная работа
Задание для самостоятельной работы (не оценивается):

Вопросы:
  1. Назовите основные современные современные тренды в экологической тематике. Как вы думаете эти тренды актуальны для Узбекистана?
  2. Что такое ископаемая и возобновляемая энергия? Как вы думаете, какой вид энергии более всего применяется в Узбекистане?
  3. Что такое виртуальная вода? Сколько литров виртуальной воды уходин на производство одного кг говядины?