Формат журналистских проектов об экологии в этой части будет рассматриваться как совокупность структуры проекта, содержания, типа медиа, вида коммуникационного канала, способа подачи.
Форматы современных журналистских проектов развиваются динамично и зависит от многих факторов - трендов в IT, программировании, новых моделей гаджетов и оргонометрики их использования, новых социальных сетей. Словом, при создании материалов об экологии важно ориентироваться на медиапотребительские привычки.
В медиа наблюдается несколько трансформационных процессов — традиционные медиа проводят политику «цифровизации» активов, интернет-СМИ обнаруживают снижение своей роли как точки входа, мобильные медиа стараются оперативно отвечать на вызовы времени, ведь алгоритмы конструирования повестки для активных пользователей меняются ежегодно.
Новые форматы и каналы коммуникации
Современные медиа не рассматривает социальные сети как вспомогательный канал, основной задачей которого является “привести” аудиторию на основную площадку СМИ. Сегодня это одна лишь из задач. Социальные сети рассматриваются современными СМИ, как самостоятельный канал коммуникации, самостоятельное медиа со своим форматом материалов, согласно концепции социальной сети или мессенджера.
Доведение информации до масс требует новых подходов, освоения дополнительных каналов распространения, упаковки контента в форматы, ранее не существовавшие.
Даже традиционными форматы онлайновой новости и обзорного материала в цифровых СМИ таковыми не являются. Как и любые интернет-форматы, они обладают такими уникальными чертами, как гипертекстовость, мультимедийность, изменчивость (оперативная редактируемость, версионность) и способность к автоматической адаптации под новые платформы. Само по себе это делает «традиционные» цифровые форматы «новыми» и непохожими на предшествующие.
В этой части мы разберем основные виды новых форматов, изучим их достоинства и недостатки, а также попытаемся дать несколько практических советов. При подготовке главы использовался как опыт западных СМИ, таких как The New York Times, The Guardianи Gawker, российских изданий Meduza, Slon.ru, The Village, так и узбекистанских медиа Kun.uz, Dary.uz, Anhor.uz, Gazeta.uz.
Поисковые каналыК 2010 году ключевым каналом доступа к информации стали поисковые системы. СМИ быстро стали поставщиком ответов на вопросы, связанные с предметами массового интереса: ньюсмейкерами, компаниями, спортивными командами, электронными устройствами.
Сами поисковые системы также обнаружили, что поиск в Сети не ограничивается справочной информацией или навигационными запросами. Результатом стали партнерские программы с издательствами и новостная агрегация.
Многие издания получают свыше 20% аудитории из новостных агрегаторов.
Пользователь поисковой системы — активный читатель, знающий, что именно его интересует. Формат, в котором он задает свои вопросы, специфичен. Часто пользователи интересуются не новостями, а справочной информацией или полезными советами.
Поисковый запрос предполагает интеракцию — ответ. Чем ближе к запросу будет ответ, тем вероятнее, что он удовлетворит пользователя. При этом запрос (и ответ на него) не обязательно актуален. Во многих случаях можно написать так называемый вечнозеленый (evergreen) материал, который привлечет большое количество пользователей на достаточно продолжительный срок.
Синтаксически заголовок такого материала совпадает или близок к поисковому запросу. Часто он начинается словами «как», «почему», «что» и кратко отвечает на заданный вопрос. Некоторые издания построили ключевую часть своего бизнеса, генерируя именно такие материалы. От простых вопросов издания переходят к освоению множества классов запросов, причем написание таких материалов становится частью редакционного процесса и вполне серьезных новостных изданий, встраиваясь в новые форматы.
Характерные черты подобных материалов:
- заголовок, обязательно содержащий ключевые слова или фразу, которая может быть поисковым запросом;
- длина не менее 1000–1500 символов (обусловлено требованиями поисковых систем);
- хорошая структуризация;
- часто сопровождение дополнительными ссылками на схожие вопросы.
Примеры:Как COVID-19 повлиял на воздух https://livingasia.online/2020/11/06/kak-covid-19-povliyal-na-vozduh/Примеры: “Как спасали урочище Бозжыра” https://livingasia.online/2020/12/25/kak-spasali-urochishhe-bozzhyra/Как отпраздновать Курбан-байрам и не заразиться COVID-19 – рекомендации ВОЗhttps://livingasia.online/2020/07/31/kak-otprazdnovat-kurban-bajram-i-ne-zarazitsya-covid-19-rekomendaczii-voz/Социально-сетевые каналыКрупнейшие социальные сети предоставляют пользователю на выбор поток анонсов, отвечающих его интересам. Доля аудитории, заходящей напрямую на сайты СМИ для изучения повестки, снижается уже несколько лет, что подтверждается опытом таких крупных мировых изданий как The New York Times и изданий Узбекистана Kun.uz, Dary.uz, Anhor.uz, Gazeta.uz. Низкой остается и доля пользователей, посещающей публичные страницы — представительства изданий в социальных сетей. Вместо этого анонсы потребляются через ленту, содержащую список рекомендуемых анонсов.
Новая модель отбирает у СМИ роль посредников, формирующих повестку. Теперь они не могут контролировать то, что видят десятки процентов их потенциальных читателей, и обязаны бороться за присутствие в ленте пользователя, адаптируя анонсы своего контента, а в дальнейшем и сам контент под новые платформы.
Необходимость проникновения в неосвоенные и не контролируемые напрямую социально-сетевые каналы порождает культуру «нативного присутствия», заставляя издания внедрять новые и модернизировать старые форматы.
Большинство современных социальных сетей — самонастраивающиеся системы, корректирующими сигналами для которых становятся действия пользователя. В очень простой модели это означает, что пользователь, поставивший «лайк», поделившийся записью, прокомментировавший ее или перешедший на сайт по ссылке, в будущем с большей вероятностью увидит сообщения из этого источника.
Меняется формат анонсирования, который с некоторых пор заранее обещает читателю линейной однородной ленты социальной сети линейную однородную структуру материала (например, «12 способов написать об экологии », «34 ошибки, которые совершают начинающие журналисты», «56 советов журналистам, пишущим об экологии и COVID-19»). Двухсоставность, заявляющая однородность и объем материала, с одной стороны, и тематику, с другой, на долгое время сформировала формат статьи-списка (англ. listicle от list, список, и article, статья).
Меняется способ подачи длинных материалов, обретая обязательную «карточную» структуру. В 2014 году компания Vox Media запустила сайт Vox, поддерживающий тренд атомизации контента новым форматом «карточек» (cardstacks), объединяющий сходные материалы и одновременно дробящий пространные объяснения В отличие от традиционных статей, карточки позволяют пользователю выбирать нужную тематику до внимательного чтения, а редакции — усиливать процессы, связанные с планированием и структуризацией контента.
Вовлечение усиливается явным указанием на тип материала: например, видеоролик может быть помечен словом «видео» в заголовке; интервью может в дополнение к изображению спикера содержать цитату на картинке, специально сгенерированной для социальной сети; часто новости вместо изображения содержат логотип новостного издания и заголовок, набранный крупным кеглем.
Пример8 экосоветов для ленивых + 1 для того, кому еще и не все равно
https://livingasia.online/2017/08/04/ecosovety_dlya_lenivyh/Форматы для мобильных устройствМассовое проникновение устройств с маленьким экраном привело к перевороту в области интерфейсов и подачи информации. Многоколоночная верстка вебстраниц заменилась одноколоночной и плиточной. Полностью перестроилась навигация. Существенно сократился бюджет внимания, уделяемого материалу. Появились новые приоритеты во взаимодействии с контентом — во многих случаях подтверждением внимания стал не клик и не нажатие, а прокрутка информационной ленты.
Короткие периоды внимания диктуют максимальную длину гарантированно потребляемого контента — «атом» содержимого редко занимает больше трех-пяти экранов мобильного устройства.
Ответом на сокращение внимания стали изображения и короткие видеозаписи.
В текстах появились экспериментальные форматы, которые можно назвать «мини-карточками». Главная специфика мини-карточек:
чаще всего это подводка к материалу большего объема;
они легко встраиваются в социальные среды.
Видео и визуальная журналистикаВизуальные материалы, в силу короткого контакта с анонсами, натренированности глаза и других, в том числе чисто физиологических, причин, обеспечивают лучшее вовлечение, чем текстовые.
Зачастую визуальный анонс способен заменить текст. Еще лучше воспринимается просмотр анимации или коротких видеороликов*. Дрейф в сторону видеовосприятия в цифровой культуре наблюдается уже свыше десятка лет. Более того, у последнего поколения школьников (по состоянию на 2018—2020 гг.) наблюдается явное предпочтение визуального контента, в том числе в случаях, когда видеопотребление занимает время, несоразмерное с прочтением текстового эквивалента.
ПримерВидео о твердых бытовых отходахhttps://www.youtube.com/watch?v=i3rbsuWZJxcМультимедийный форматПроблемы экологии, являясь многоуровневыми, затрагивающими многие сферы социально-экономической жизни, хорошо укладываются в формат мультимедиа, который требует знаний и навыков различных жанров в журналистике.
Наиболее ярким примером мультимедийной экожурналистики является проект Never more (“Никогда море”) раскрывающей проблему экологической катастрофы Аральского моря.
https://livingasia.online/more/ Чек-лист мультимедийных форматов
1. Инфографика. Что показываем?
— Развитие события во времени (timeline)
— Развитие события по территориям
- Сравнение с аналогичным событием (данными) в прошлом или будущем
— Сравнение с аналогичным событием (данными) на другой территории
— Алгоритм поведения пользователя (что делать, если вы внутри события?)
— Предмет в разрезе, запчасти с подписями
— Карта
— Доли, соотношения, динамика изменения данных
— Маршрут
Пример: “Аральское море в цифрах”
https://livingasia.online/more/2. Видео: Рекомендуется для динамичных событий (картинка) или видеозаписи мнений
— Панорама места, где происходит событие
— Ключевые мнения действующих лиц события
— Подбор фрагментов, сделанных на месте события, но контрастирующих с тематикой или формой события
— Архивная видеосъемка
3. Фоторепортаж: Не равен набору фотографий
— Даёт представление о том, как событие выглядит в разных местах
— Ставит рядом фотографии, сделанные в разное время, но имеющие непосредственное отношение к событию
— Показывает лица участников события или динамику изменения одного лица
— Показывает детали окружающей среды, в которой происходит событие
— Подбор фотографий, сделанных на месте события, но контрастирующих с тематикой или формой события
— Подборка фотографий знаков и символов, связанных с событием
Пример: “Море людей”
https://livingasia.online/more/segodnj4. Интерактивные формы взаимодействия с аудиторией— Голосование со множеством вариантов
— Голосование на да-нет
— Онлайн-конференция
— Возможность разметить фото
— Возможность разметить карту
— Флеш-игра по теме
— Комментирование
— Краудсорсинг
5. Аудио— Фрагмент важного телефонного разговора
— Речь, где особенности произношения важны не менее, чем сама суть сказанного
— Авторский комментарий визуального контента (фоторепортажа)
— Натуральные звуки, характеризующие ситуацию
6. Увязка контентаСсылки на:
— Аналогичное событие в прошлом
— Подборку наших публикаций по теме
— Сайты с развернутой информацией по проблеме
— Сайты главных действующих лиц события
— Гражданские дискуссии (форумы, блоги) по теме
— Пользовательские фото- и видеоматериалы по теме