Тема 1.2.
Медиаграмотность и критическое мышление - необходимые навыки существования в медиасреде
Экосистема МИГ. Основные понятия МИГ
Согласно определению ЮНЕСКО, медиаграмотность – это набор компетенций для поиска, критической оценки, грамотного размещения информации и медиа контента; знание о взаимодействии со СМИ и ИКТ; для продвижения равенства, свободы выражения, межкультурного/межрелигиозного диалога, мира и т.д

Согласно определению ЮНЕСКО, медиаграмотность – это набор компетенций для поиска, критической оценки, грамотного размещения информации и медиа контента; знание о взаимодействии со СМИ и ИКТ; для продвижения равенства, свободы выражения, межкультурного/межрелигиозного диалога, мира и т.д

Как фильтровать фейки

  • Грамотный поиск информации в сети (умение фильтровать информацию, сохранять и изменять её по заданным параметрам)
  • Понимание и декодирование медиатекстов (умение воспринимать концепцию, скрытое содержание медиатекста и контекста, а также выстраивать собственную оценку полученной информации)
  • Создание собственных медиатекстов в различных жанрах
  • Информационная безопасность личности (соблюдение этики общения в медиапространстве, распознавание медиавирусов, знание основ цифрового детокса)
Первый Индекс медиаграмотности был создан в 2017 году как ответ на феномен «постправды».

Постправда
Ложная (фейковая) история в среднем в шесть раз быстрее достигает гораздо большего числа людей. Почему это происходит? Как измерить уровень устойчивости к «фейковым новостям»?

Факторы, влияющие на медиаграмотность и умение распознавать фейковые новости:
  • уровень свободы СМИ в стране
  • электронное участие (е–participation), содействие гражданской активности и доступное управление с помощью информационных и коммуникационных технологий
  • качество образования
  • межличностное доверие
Основные законы МИГ,
разработанные ЮНЕСКО:
1. Медиа, технологии, интернет, библиотеки и любые другие формы представления информации предназначены для критического осмысления и устойчивого развития общества. Ни один формат не является более или менее значимым по сравнению с другими.

2. Каждому человеку есть что сказать. У людей должен быть доступ к новым знаниям и самовыражению.

3. Не все знания являются правдивыми или нейтральными. У потребителей информации должна быть возможность это понять.

4. Каждый человек хочет узнавать и понимать новую информацию (даже если сам человек этого не замечает).

5. Информационная и медиа-грамотность развивается постепенно. Это динамичный и сложный процесс
Теорию медиаграмотности впервые сформулировал в 1987 году в Канаде Джон Пундженте. Её основные постулаты - это:
1. Все медиаматериалы сконструированы
Это наиболее важная идея. Мы инстинктивно рассматриваем многие СМИ как прямые представления о том, что происходит в действительности, но это не так. Когда мы распространяем интернет-мем или постим селфи, мы также способствуем распространению медиаобраза, который не отражает нашей реальной жизни. Задача медиаграмотности – деконструировать эти сообщения (рассмотреть их отдельно, чтобы показать, как они сделаны).

2. СМИ формируют наше восприятие реальности
Большая часть нашего мировоззрения основывается на медиа сообщениях, созданных с определенной позицией, интерпретациями и выводами, уже встроенными в них.

Фотографии иногда кажутся нам самым объективным видом информации. Однако медиаграмотность учит нас: мы видим только то, что фотограф или режиссер хотели показать, мы не можем видеть того, что происходит за объективом камеры. Цифровая технология позволяет фотографу легко менять содержание картинки, и мы даже не можем представить, что на самом деле было снято на камеру.

3. Целевые аудитории по-разному воспринимают одни и те же медиасообщения
Смысл любого медиапродукта создается не только его производителями. Наоборот, он является совместной работой между ними и аудиторией. Разные аудитории потребителей информации могут отображать разные значения одного и того же события. Медиаграмотность учит нас понимать, как возраст, пол, раса, социальный статус, семейный и культурный бэкграунд, моральные принципы влияют на интерпретации информации, опубликованной в продуцированной СМИ.

4. Медиа – это прежде всего предприятия, ориентированные на прибыль
Большинство медиа - это бизнес, который должен получать прибыль. Вопросы собственности и контроля главные: сравнительно небольшой процент людей контролирует то, что мы смотрим, читаем и слышим в медиа.
Медиасобственность стала еще более концентрированной. Большинство новостей в мире контролируется и ограничено несколькими медиакорпорациями. Тим Бернерс-Ли, создатель Интернета, британский ученый, который изменил мир, изобретатель URI, URL, HTTP, HTML, действующий глава Консорциума Всемирной паутины пишет: «Google, Microsoft, Yahoo, Apple, Facebook… Пока вы думаете, что пользуетесь их продуктами, они используют ваши данные, делят интернет между собой и начинают диктовать всё более жёсткие условия».
Также большинство из того, что мы публикуем, подвергается цензуре или ограничивается, в зависимости от того, соответствует ли оно интересам медиа собственников. Их мотивация к получению прибыли не только определяет те медиа, которые мы видим или не видим, но и то, что и кому обычный пользователь может постить и говорить онлайн. Примером тому могут быть новые алгоритмы Фейсбук, которые держат нас в т.н. «информационном пузыре» или «пузыре фильтров».
Информационный пузырь
5. Большинство медиасообщенийидеологизированы и проповедуют те или иные ценности
Большинство медиапродуктов, в определенном смысле, являются рекламой, поскольку они продвигают бренды, торговые марки, отдельных личностей, а также ценности и стили жизни. Медиа выражают, явно или скрыто, идеологические месседжи для стимулирования потребительского интереса, одобрения действий власти, и т.д.
Самостоятельная работа
Задание для самостоятельной работы (не оценивается):

Изучите публикации и ответьте на вопросы ниже
  1. Дымы над Ташкентом. Операция «чистый воздух» отдыхает http://sreda.uz/rubriki/vozduh/dymy-nad-tashkentom-operatsiya-chistyj-vozduh-otdyhaet/?fbclid=IwAR2d3Di4IbKAWpICwKrBFAsXZABO8u_SfnvIDLqGCe7MeW93t1J_TTmEz1A
  2. В Ташкенте начали наказывать виновных в незаконной вырубке деревьев https://uz.sputniknews.ru/20200223/V-Tashkente-vozbudili-ugolovnoe-delo-po-faktu-nezakonnoy-vyrubki-derevev-13527155.html
  3. Экологический расклад Ташкента https://review.uz/post/ekologicheskiy-rasklad-tashkenta

Вопросы:
  1. Кто заплатил за материал и почему? Можно ли материалы об экологии монетизировать? (Медиа - это прежде всего предприятия, ориентированные на прибыль)
  2. Насколько точно и объективно отражена главная информация в этих пуликациях? (Все медиаматериалы сконструированы)
  3. Какие иные значения могут найти в этих публикациях другие люди? (Аудитории по-разному воспринимают одни и те же медиасообщения)
  4. Какие ценности пропагандируют эти публикации? (Все медиасообщенияидеологизированы и проповедуют те или иные ценности)