Каждому журналисту приходиться выступать в роли интервьюера, расспрашивать людей, вести беседы, без которых редко обходится подготовка материала. И каждому журналисту хотелось бы услышать о себе подобное словам Платона: «Ты, Сократ, прекрасно спрашиваешь, а тем, кто хорошо спрашивает, мне и отвечать приятно».
Должен ли журналист готовиться к интервью, и если должен, то каким образом? В журналистской практике происходят и незапланированные интервью, так сказать неожиданные, без подготовки. Однако они бывают успешными только в том случае, если журналист обладает высоким интеллектом, общей профессиональной подготовкой, имеет большой опыт в проведении интервью.
Подготовка к беседе — обязательное требование. Она складывается из следующих моментов:
1) определение цели интервью и характера необходимых сведений;
2) изучение предмета (темы) интервью;
3) изучение собеседника;
4) предварительное обдумывание техники беседы, составление вопросов.
В психологии, для которой общение так же, как и в журналистике, составляет основу профессиональной деятельности, есть такое понятие — «квадрат успеха». Квадратом, как вы знаете, называется прямоугольник, у которого все стороны равны. Общение будет успешным, если интервьюер одинаково хорошо подготовится по всем четырем пунктам.
Итак, цель беседы. С точки зрения содержательности, задавая собеседнику вопросы, мы можем получить ответы либо о его знаниях (например, педиатр может поделиться с журналистом, а через него с читателями своими знаниями (например, о том, как правильно кормить грудных детей). Либо о его мнениях (например, что думает политик относительно реформ в какой-то области). Либо о фактических сведениях (например, министр образования сообщит журналистам, сколько человек получат аттестаты о среднем образовании).
Поэтому, определяя цель интервью, вы должны прояснить для себя следующие моменты.
- Для чего вам нужно встретиться именно с этим человеком?
- Вам нужно узнать его мнение по какой-то проблеме?
- Почему мнение именно этого человека?
- Если вам нужны его профессиональные знания, то какие?
- Можно ли считать собеседника экспертом в этой области?
- Насколько он компетентен в тех вопросах,, о которых вы собираетесь разговаривать?
- Обладает ли ваш собеседник нужными вам данными?
- Надежный ли он источник информации и т. п.
Вторая сторона «квадрата успеха» — это предмет беседы, или тематика интервью. Насколько хорошо должен разбираться журналист в тех вопросах, о которых пойдет речь? Закономерность здесь такова: чем больше журналист будет знать о предмете беседы, тем увереннее он будет себя чувствовать во время беседы, тем с большим уважением отнесется к нему его собеседник, тем больше он получит в самом интервью. А иногда хорошая подготовка журналиста может стать решающим фактором для согласия собеседника на встречу и интервью.
Продумывая стратегию своей беседы, журналист намечает основные точки:
- что он хотел уточнить у собеседника,
- в каких проблемах он не совсем разбирается,
- есть ли другие точки зрения на эту проблему, противоположные мнения.
Готовясь к встрече, журналист, прежде всего, определяется в источниках информации, связанных с данной темой. Это может быть специальная литература, справочники, публикации в прессе, данные статистики, специалисты, которые могут проконсультировать, и т. д.
Поэтому следует почитать, что об этом писали раньше (хотя к чтению материалов коллег некоторые журналисты относятся осторожно, чтобы не возникло желание подражать или «превзойти», чтобы не притупить свежесть восприятия). В конфликтных ситуациях (а точнее в ситуации конфликтного общения) предварительная работа по предмету интервью очень важна. Часто журналисты в процессе подготовки к интервью проводят даже собственное журналистское расследование.
Следующая сторона подготовки к интервью — предварительное изучение собеседника. Опытные журналисты придают таким сведениям большое значение. Они стараются как можно больше узнать о личности собеседника, его характере, привычках, отношении к журналистам, и в частности к тому СМИ, для которого берется интервью. Если есть такая возможность, хорошо бы узнать «конек» вашего собеседника, то, о чем или о ком он с удовольствием будет рассказывать, а также узнать круг тем или вопросов, на которые наложено «табу». Все эти сведения помогут, во-первых, договориться об интервью, а во-вторых, успешно составить партитуру интервью и эффективно провести беседу.
Кстати говоря, читая интервью, проявите профессиональный интерес: читайте не просто как читатель, а как журналист. Отмечайте всю предварительную работу журналиста, задавайтесь вопросом, почему беседа шла таким образом, а не иначе. Обращайте внимание на формулировку вопросов.