Тема 1.1.
Источники журналистской информации
ЗамОк на двери зАмка журналистики открывается двумя волшебными ключами. Первый ключик — это Информация. А второй — Коммуникация.
Как журналисты добывают информацию? Тради­ционно используются три основных метода сбора ин­формации:
  • опросы, главным образом интервьюирова­ние (иногда, правда, применяется анкетирование);
  • наблюдение;
  • изучение документов.
  • Есть еще эксперимент, к которому журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат — временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.
Каж­дый метод имеет свои возможности и ограничения. Например, у опроса очень большие возможности, свобода — можно получить ответ на лю­бой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Если журналист прибегнул к документу, то он получит информацию, ограниченную только содержанием дан­ного документа (если что-то непонятно или неполно и т. д., придется уточнять и перепроверять информацию с помощью других методов). Однако интервьюирова­ние — самый субъективный метод, поскольку у каж­дого человека существуют индивидуальные особенно­сти восприятия, избирательность внимания и свойств памяти и т. п. Наверное, вы замечали, что разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разно­му о нем рассказывают и часто даже расходятся во мнении — какого роста был человек или что за одеж­да на нем была, какого цвета...

Получение сведений (или информации) — это все­гда взаимодействие журналиста с объектом. Поэто­му, выбирая метод или методы для сбора информа­ции, журналист должен иметь в виду:
  • Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист — то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуа­ции и пр.).
  • Доступность источников информации (если журналист не может получить доступа к документам, то ему придется искать собе­седников, которые владели бы нужной ин­формацией. Или наоборот, придется по­сидеть в библиотеке, порыться в подшивках, найти опубликованные с ними интервью или публикации, связанные с их профессиональной деятельностью).
  • Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала не­сколько дней и он может понаблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседника­ми лично, изучить документы. И другое дело, когда репортер готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае иногда Он вынужден ограничиться телефонным разговором со своим источником информации).
  • Степень надежности информации (если журналист сомневается в надежности информа­ции, полученной одним из методов, ему придется проверять ее с помощью других).
Изучая документы, журналисту приходится быть и историком, и психологом, и социологом, и крими­налистом, и лингвистом, и литературоведом... С чего же начинается анализ документов? С их классифи­кации. Необходимо представлять, что за тип докумен­та попал к вам в руки, потому у каждого типа есть свои особенности, которые нужно иметь в виду. У со­циологов принято деление, которое подходит и жур­налистам:
  • По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино-и фотопленки, магнитные ленты, базы данных).
  • По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении де­нег и протокол собрания коллектива).
  • По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).
  • По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполнен­ные анкеты, и вторичные — отчет, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).
  • По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчеты по уста­новленному образцу и «целевые», т. е. со­зданные по заказу журналиста — допустим, справка о деятельности учреждения).
В зависимости от характера документа и цели жур­налиста происходит выбор методов анализа. Это мо­гут быть общие методы (понимание и осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедчес­кие, психологические, социологические, криминалистические).

Вот некоторые правила, которых придерживают­ся при работе с документами:
1. Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа — его форма, язык, стиль, шрифт, датировка. На дату очень важно обращать внимание, когда вы работаете и с источниками данных, потому что данные имеют свойство устаревать. Пра­вила, которые применяют в криминалистике, подходят и нам. Иногда полезно задаться таки­ми вопросами, как:
а) нет ли в документе каких-либо ошибок;
б) компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;
в) существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно и как называлось в то время, когда был составлен документ;
г) соответствует ли содержание документа его форме;
д) правильно ли размещены тексты, не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями и т. п.
Вы, по всей видимости, наслышаны о сканда­лах, связанных с обнародованием через СМИ различных стенограмм разговоров известных политиков или видеопленок. Очень важно не использовать формулировок “человек, похожий на…” при интерпретации таких видеодокументов. Нужно точно знать, что это именно тот человек.

2. Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в докумен­те. Здесь уместно выяснить, какой информаци­ей пользовался составитель документа. Считает­ся, что первичные данные надежнее вторичных, а официальный документ предпочтительнее неофициального (но из правил, как известно, бывают исключения, и об этом нужно помнить). Кроме того, необходимо отличать в документе описание (т. е. фактические сведения) от оценок, так как оценки — вещь субъективная, автор или авторы могли быть заинтересованы в сво­ей интерпретации или в умалчивании.
Установлению истинности сведений помогает пе­рекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ. Это довольно сложная аналитическая работа, но она важна для публикации достоверных фактов.

Журналист обращается к методу изучения доку­ментов с различными целями:
  • извлекает сведения о ситуации или личности автора,
  • знакомится с пробле­мой или человеком,
  • проверяет полученную другими методами информацию,
  • вырабатывает с помощью документов свою позицию,
  • углубляет свои познания в вопросе, уже знакомом, и пр.
Иногда журналист бе­рет из документа только факты, иногда же его инте­ресуют мнения и оценки.
По-разному изученные документы и отражаются в журналистских материалах. Журналист может упо­мянуть документ, сделать выборку цифр или фактов, процитировать, опубликовать полностью, иными сло­вами, журналист может использовать документ как иллюстрацию каких-либо положений своего матери­ала, или как комментарий, или как основной аргу­мент.
Специфический вид документа - это редакционный запрос. В нем очень важно четко формулировать вопросы, ссылаться на законодательство и помнить, что ответ на запрос потребует времени. Если вы журналист и посылаете запрос от редакции, то ведомство обязано дать вам ответ в течение 7 дней, если вы отправляете запрос просто как гражданин, то ответ может быть дан в течение 15 дней.

Редакционный запрос
Законом от 18.04.2018 г. № ЗРУ–476 внесены изменения и дополнения в Законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста». Документ опубликован в газете «Народное слово». Эти изменения вводят порядок направления запроса СМИ органам госвласти и управления. Обращение в госорганы для получения интервью должностных лиц, а также информации об их деятельности, может быть в устной, письменной или электронной форме. Запрос рассматривается в течение 7-ми дней. При отрицательном решении направляется мотивированный ответ.
Редакционный запрос - это форма получения официальной информации. В запросе может быть поставлено несколько вопросов, очень важно сформулировать их наиболее точно и таким образом, чтобы ответы представляли собой конкретную информацию. Подробнее...

Открытые данные
Журналистика данных основана на том, что журналисту требуется провести работы по поиску, обработке, анализу и представлению данных. Данная последовательность работ стала уже сформировавшимся подходом для работы над данными в медиа.
При анализе примеров работы с данными в СМИ, можно определить два ключевых направления для представления больших объемов данных в СМИ:
  • Интерактивные форматы визуализации (краудсорсинг форматы, интерактивная инфографика)
  • Статичное представление данных (визуализация в виде инфографики, публикация текстовой журналистской истории, представление в табличном виде адаптированных данных, публикация просто «сырых» или прошедших первичную обработку данных для самостоятельного анализа аудиторией)
Использование больших объемов данных становится все более значимым направлением работы для журналистов по всему миру. Умение работать с данными, анализировать и понимать их для получения новых журналистских сюжетов становится все более важной частью журналистского процесса. Мы еще остановимся на работе с данными дальше.
Любая информация, которую вы публикуете, требует ответственного отношения. Если вы получили информацию, мало ее проверить, чтобы она была интересной аудитории, необходимо ее осмыслить и обогатить дополнительным материалом, особенно, если вы не первоисточник.

Как обогатить материал:
  1. можно обратиться к контексту. то есть к материалу, с которым эта информация связана. Факт может быть интересен именно в контексте и не быть ярким отдельно от того, что происходит, от цепочки других фактов.
  2. можно обратиться к истории вопроса.
  3. можно попросить прокомментировать информацию. Комментарий эксперта или очевидца может добавить ценности вашему материалу.
  4. можно найти цифры статистики, которые проиллюстрируют или дополнят ваш материал
  5. можно провести мини-опрос общественного мнения в видеоформате - vox-pop.
Это лишь некоторые способы, которых очень много и выбор за вами использовать их, ведь работа с информацией - это творческая деятельность и интерес аудитории к материалу зависит от того, насколько творчески вы подойдете к созданию вашего журналистского произведения, даже небольшого, например, новости.

Самостоятельная работа
To-do лист для проверки информации:
  • Является ли она сенсационной?
  • Видела ли аудитория эту информацию?
  • Возможны ли негативные последствия от того, что вы поделились ею?
  • Была ли в значительной степени заинтересованность в этой информация до того, как вы опубликовали ее?
  • Была ли заинтересованность, связанная с контентом, негативной?
  • Были ли мотивы людей, распространявших контент, негативными или злонамеренными?
  • Распространялся ли контент ботами?
  • Получат ли люди какую-либо выгоду (финансовую, идеологическую или политическую), если вы поделитесь ею?

Задание для самостоятельной работы (не оценивается):
  1. Найдите три новости по теме “экология” проанализируйте, чем эти новости интересны.
  2. Проанализируйте, есть ли в информации ссылки на источник, какими источниками информации пользовался автор, насколько они надежны.
  3. Подумайте, чем бы вы могли обогатить этот материал.