ЗамОк на двери зАмка журналистики открывается двумя волшебными ключами. Первый ключик — это Информация. А второй — Коммуникация.
Как журналисты добывают информацию? Традиционно используются три основных метода сбора информации:
- опросы, главным образом интервьюирование (иногда, правда, применяется анкетирование);
- наблюдение;
- изучение документов.
- Есть еще эксперимент, к которому журналисты прибегают значительно реже, поскольку этот метод требует больших затрат — временных, ресурсных, материальных, организационных и пр.
Каждый метод имеет свои возможности и ограничения. Например, у опроса очень большие возможности, свобода — можно получить ответ на любой вопрос (конечно, если вопрос правильно задан). Если журналист прибегнул к документу, то он получит информацию, ограниченную только содержанием данного документа (если что-то непонятно или неполно и т. д., придется уточнять и перепроверять информацию с помощью других методов). Однако интервьюирование — самый субъективный метод, поскольку у каждого человека существуют индивидуальные особенности восприятия, избирательность внимания и свойств памяти и т. п. Наверное, вы замечали, что разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нем рассказывают и часто даже расходятся во мнении — какого роста был человек или что за одежда на нем была, какого цвета...
Получение сведений (или информации) — это всегда взаимодействие журналиста с объектом. Поэтому, выбирая метод или методы для сбора информации, журналист должен иметь в виду:
- Общие и конкретные цели (о чем будет материал, для чего его пишет журналист — то ли он собирается только проинформировать читателя о фактах и событиях, то ли собирается познакомить с чьим-то мнением, то ли расследует причины сложившейся ситуации и пр.).
- Доступность источников информации (если журналист не может получить доступа к документам, то ему придется искать собеседников, которые владели бы нужной информацией. Или наоборот, придется посидеть в библиотеке, порыться в подшивках, найти опубликованные с ними интервью или публикации, связанные с их профессиональной деятельностью).
- Сроки сбора информации (одно дело, если у журналиста для написания материала несколько дней и он может понаблюдать за внешними действиями объектов своего изучения, встретиться со многими собеседниками лично, изучить документы. И другое дело, когда репортер готовит заметки в номер в течение нескольких часов. В этом случае иногда Он вынужден ограничиться телефонным разговором со своим источником информации).
- Степень надежности информации (если журналист сомневается в надежности информации, полученной одним из методов, ему придется проверять ее с помощью других).
Изучая документы, журналисту приходится быть и историком, и психологом, и социологом, и криминалистом, и лингвистом, и литературоведом... С чего же начинается анализ документов? С их классификации. Необходимо представлять, что за тип документа попал к вам в руки, потому у каждого типа есть свои особенности, которые нужно иметь в виду. У социологов принято деление, которое подходит и журналистам:
- По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино-и фотопленки, магнитные ленты, базы данных).
- По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).
- По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).
- По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные — отчет, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).
- По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчеты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста — допустим, справка о деятельности учреждения).
В зависимости от характера документа и цели журналиста происходит выбор методов анализа. Это могут быть общие методы (понимание и осмысление, сопоставление) или специальные (источниковедческие, психологические, социологические, криминалистические).
Вот некоторые правила, которых придерживаются при работе с документами:1. Установление подлинности документа. Рассматриваются внешние признаки документа — его форма, язык, стиль, шрифт, датировка. На дату очень важно обращать внимание, когда вы работаете и с источниками данных, потому что данные имеют свойство устаревать. Правила, которые применяют в криминалистике, подходят и нам. Иногда полезно задаться такими вопросами, как:
а) нет ли в документе каких-либо ошибок;
б) компетентно ли то учреждение или лицо, от имени которого составлен документ, удостоверять содержащиеся в нем сведения;
в) существует ли такое учреждение, не реорганизовано ли оно и как называлось в то время, когда был составлен документ;
г) соответствует ли содержание документа его форме;
д) правильно ли размещены тексты, не являются ли необычными интервалы между текстом и подписями и т. п.
Вы, по всей видимости, наслышаны о скандалах, связанных с обнародованием через СМИ различных стенограмм разговоров известных политиков или видеопленок. Очень важно не использовать формулировок “человек, похожий на…” при интерпретации таких видеодокументов. Нужно точно знать, что это именно тот человек.
2. Установление достоверности, надежности, истинности сведений, содержащихся в документе. Здесь уместно выяснить, какой информацией пользовался составитель документа. Считается, что первичные данные надежнее вторичных, а официальный документ предпочтительнее неофициального (но из правил, как известно, бывают исключения, и об этом нужно помнить). Кроме того, необходимо отличать в документе описание (т. е. фактические сведения) от оценок, так как оценки — вещь субъективная, автор или авторы могли быть заинтересованы в своей интерпретации или в умалчивании.
Установлению истинности сведений помогает перекрестная проверка документа при помощи всего доступного круга документов по данной проблеме, их сравнительный анализ. Это довольно сложная аналитическая работа, но она важна для публикации достоверных фактов.
Журналист обращается к методу изучения документов с различными целями:
- извлекает сведения о ситуации или личности автора,
- знакомится с проблемой или человеком,
- проверяет полученную другими методами информацию,
- вырабатывает с помощью документов свою позицию,
- углубляет свои познания в вопросе, уже знакомом, и пр.
Иногда журналист берет из документа только факты, иногда же его интересуют мнения и оценки.
По-разному изученные документы и отражаются в журналистских материалах. Журналист может упомянуть документ, сделать выборку цифр или фактов, процитировать, опубликовать полностью, иными словами, журналист может использовать документ как иллюстрацию каких-либо положений своего материала, или как комментарий, или как основной аргумент.
Специфический вид документа - это редакционный запрос. В нем очень важно четко формулировать вопросы, ссылаться на законодательство и помнить, что ответ на запрос потребует времени. Если вы журналист и посылаете запрос от редакции, то ведомство обязано дать вам ответ в течение 7 дней, если вы отправляете запрос просто как гражданин, то ответ может быть дан в течение 15 дней.
Редакционный запросЗаконом от 18.04.2018 г. № ЗРУ–476 внесены изменения и дополнения в Законы «О средствах массовой информации» и «О защите профессиональной деятельности журналиста». Документ
опубликован в газете «Народное слово». Эти изменения вводят порядок направления запроса СМИ органам госвласти и управления. Обращение в госорганы для получения интервью должностных лиц, а также информации об их деятельности, может быть в устной, письменной или электронной форме. Запрос рассматривается в течение 7-ми дней. При отрицательном решении направляется мотивированный ответ.
Редакционный запрос - это
форма получения официальной информации. В запросе может быть поставлено несколько вопросов, очень важно сформулировать их наиболее точно и таким образом, чтобы ответы представляли собой конкретную информацию.
Подробнее...Открытые данныеЖурналистика данных основана на том, что журналисту требуется провести работы по поиску, обработке, анализу и представлению данных. Данная последовательность работ стала уже сформировавшимся подходом для работы над данными в медиа.