Новостная лента

Уровень профессиональной подготовки лиц с инвалидностью в Узбекистане остается невысоким

Уровень образования и профессиональной подготовки среди лиц с инвалидностью вызывает вопросы, об этом в одном из своих постов написал исследователь прав людей с инвалидностью Дильмурад Юсупов.

“Даже если человек окончил вуз по 2%-й квоте, далеко не все готовы выйти на открытый рынок труда…”, - отметил он.

По данным Министерства дошкольного и школьного образования, на данный момент в 951 инклюзивной школе 2201 ребенок получает образование в инклюзивной среде. При этом в настоящее время в республике насчитывается 131 тысяча детей с инвалидностью школьного возраста.

“В узбекских вузах обучаются очень мало студентов с инвалидностью”: доклад Всемирного банка

В докладе Всемирного банка 2023 года отмечается, что треть детей с инвалидностью зачисленные как посещающие школу, зарегистрированы как обучающиеся на дому, две трети обучаются в специальных учебных заведениях.

Географическое распределение специальных школ делает их недоступными для многих детей, если они не соглашаются на интернат. Об этом также говорила руководитель родительского клуба негосударственной некоммерческой организации Iymon Наргиза Махмудова. У ее 17-летней дочери есть синдром Дауна.

«Я ходила по инстанциям, нам посоветовали колледж — единственный в Самарканде и находится он за чертой города. Там, к сожалению, ограниченный перечень профессий для девушек».

В отчете Всемирного банка говорится, что подавляющее большинство учителей не имеют подготовки в области инклюзивного и специального образования, а также не имеют практического опыта обучения детей с инвалидностью. Школы систематически были не доступны для лиц с инвалидностью.

“В узбекских вузах обучаются очень мало студентов с инвалидностью, и многие дети и подростки с инвалидностью не считают реалистичной идею поступления в высшее учебное заведение. Молодежь с инвалидностью имеет мало шансов получить доступ к высшему образованию из-за того, что они ранее были исключены из среднего образования или плохого качества образования”, - отмечают авторы доклада.

“Система инклюзивного образования пока не создана”

“Система инклюзивного образование, направленная на обеспечение равного доступа к образованию в учебных заведениях для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в Узбекистане пока не создана, но существует политическая воля и предпринимаются попытки к ее созданию”, - говорится в альтернативном докладе Ассоциации инвалидов.

Проблемами в создании инклюзивного образования являются следующие факторы:

  • Отсутствие безбарьерной среды в учебных заведениях: большинство школ в настоящее время недоступны для лиц с инвалидностью, поскольку они унаследовали старую архитектуру и дизайн. Ассоциации рекомендует разработать национальные стандарты доступности образовательных учреждений, на основе принципов универсального дизайна.
  • Нет закона «Об инклюзивном образовании». Ассоциация рекомендует разработать и принять закон «Об инклюзивном образовании» в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов и Целями устойчивого развития.
  • Подавляющее большинство преподавателей и учителей не имеют подготовки в области инклюзивного образования, а также не имеют практического опыта обучения детей с инвалидностью, так как нет методики обучение в сфере инклюзивного образования в соответствии со статьей 24 Конвенции о правах инвалидов. В организации предлагают в сотрудничестве с негосударственными неправительственными организациями лиц с инвалидностью разработать стратегию информационной кампании по повышению осведомленности и информированию общественности, ориентированную на родителей, учителей и специалистов, для повышения поддержки инклюзивного образования.
  • Преподавателям с инвалидностью не предоставляются услуги персонального помощника (в этом особо нуждаются незрячие и передвигающиеся на коляске преподаватели), что нарушает их права на повышение своего образования и равные возможности. В Ассоциации рекомендуют принять меры по обеспечению персональными помощниками для незрячих и передвигающихся на коляске преподавателей.
  • Вместо инклюзивного образование в общеобразовательных школах создаются «инклюзивные классы», где учатся только дети с инвалидностью, что приводит к сегрегации и дискриминации по признаку инвалидности. В организации призывают разработать комплексную стратегию создания инклюзивного образования, предусмотрев в ней в том числе оснащение учебных заведений техническими средствами и разумным приспособлением.
  • В государственном и местных бюджетах отсутствуют статьи расходов на реализацию инклюзивного образования и создание безбарьерной среды в учебных заведениях в соответствии со статьями 9 и 24 Конвенции о правах инвалидов. В Ассоциации рекомендуют в государственном и местных бюджетах ежегодно определять статьи расходов на создание инклюзивного образование и безбарьерной среды в учебных заведениях.
  • Отсутствуют просветительские программы об инклюзивном образовании, вследствие чего в обществе преобладают стереотипы и предрассудки в отношении инклюзивного образования, особенно у родителей детей без инвалидности, как показывают исследования, проведенные общественными организациями лиц с инвалидностью, многими инклюзивное образование понимается, как лишь совместное обучение различных детей, но не как создание равных возможностей. В организации рекомендуют создать в каждом высшим учебном заведении Советы по инклюзивному образованию для решения вопросов, связанных с инклюзивным образованием и доступностью, в составе студентов с инвалидностью, преподавателей и представителей организаций лиц с инвалидностью.

Отсутствуют современные государственные стандарты домашнего обучения детей с инвалидностью, вследствие этого домашнее обучение является некачественным и не отвечает современным требованиям в сфере образования.

В учебных заведениях отсутствуют технические вспомогательные средства, в том числе разумные приспособления для учащихся лиц с инвалидностью. В организации отмечают, что необходимо разрешить высшим учебным заведениям использовать до 40 процентов средств, полученных от оплаты учебных контрактов для обеспечения доступности учебных заведений.

В национальных индикаторах по оценке университетов и выявления их рейтинга отсутствует индикатор инклюзивности, это в свою очередь делает проблему инклюзивности второстепенной проблемой. В организации призывают включить в национальные индикаторы по оценке университетов и выявления их рейтинга индикатор инклюзивности.

Отсутствуют курсы по правам лиц с инвалидностью в высших учебных заведениях гуманитарной направленности, хотя в законе «О правах лиц с инвалидностью» в статье 30 указывается, что «в высших образовательных учреждениях правовой и гуманитарной направленности проводятся курсы и изучаются учебные предметы по правам лиц с инвалидностью». Ассоциация инвалидов предлагает включить в высшие образовательные учреждения правовой и гуманитарной направленности курсы и учебные предметы по правам лиц с инвалидностью.

В Узбекистане нет ни одной инклюзивной школы, которая могла бы служить образцом для создание подобных инклюзивных школ. В организации призывают построить в 14 регионах (Ташкент, Каракалпакстан и области) по 21 школе отвечающий всем требованиям инклюзивного образования, которые в последствии могли бы служить образцом при созданиях инклюзивных школ.

Мы направили запрос в Министерство высшего образования, науки и инноваций с просьбой предоставить данные об охвате студентом с инвалидностью образованием. Ожидаем ответа.

Дана Опарина
EGED