Коронавирус - время доверять Богу...

О жизни храма святого князя Александра Невского на первом городском Боткинском кладбище во время карантина covid-19 рассказывает настоятель храма, протоиерей Сергий Стаценко, проректор по учебной части Ташкентской Православной духовной семинарии.
Самая большая проблема - страх неизвестности
Если говорить в масштабах всей Церкви, то мы видим, как очень многое поменялось в ее жизни. Отсутствие паствы негативно сказалось на благосостоянии храмов и на психологическом состоянии и паствы, и священнослужителей. Большие проблемы породили страхи. Главный страх, разъедающий сознание и волю - страх неизвестности.
Храм - это место, где люди находят не только духовное, но и душевное, психологическое утешение. А раз так, то отсутствие возможности возможности сбросить где-то с себя душевную нагрузку сказывается негативно на внутреннем мире и здоровье человека.

Мы, священнослужители храмов Узбекистана, перешли, как и очень многие, в режим онлайн-служения. Перешли в различной степени, кто как может, на каждом храмовом приходе со своими особенностями. Практически каждый настоятель наших храмов владеет современными технологиями: может быть, не совсем в полной мере, или наоборот чрезмерно.
Транслируя через электронные средства богослужение или проповедь, мы добиваемся того, что человек нас видит и слышит, хотя, конечно же, в усеченном виде. И даже так нам приходится заниматься тем, что мы сбиваем страхи, пытаемся дать какую-то надежду людям. Это если говорить глобально в масштабах Церкви.
На удивление оказалась востребованной онлайн трансляция богослужений, которые в некоторых храмах все-таки совершались. Но эти служения проводились без прихожан. И эта проблема - проблема невозможности вживую прикоснуться к Таинствам, которые даются в церкви, не не решаема до тех пор, пока не кончится карантин.

Комментарии из социальной сети
Мне очень нравится "Ежедневная молитва святителя Филарета, митрополита Московского". Она не длинная, но в ней - всё христианство. На неё откликается душа.
Спасибо большое, отец Сергий! Познавательная статья! Здорово, когда Церковь разговаривает со своими прихожанами!
Благодарю вас за проповеди, храни вас Господь!
Спасибо большое, за статью! С такой лёгкостью прочла! Всё верно! Хочешь изменить мир к лучшему - изменись сам! Всегда стараюсь следовать этому правилу. И ваши наставления очень кстати!
Если переходить к разговору о конкретно нашем храме, то нужно сказать, что мы не столь жестко ограничены в своих действиях, в том плане, что храм кладбищенский, и мы должны были проводить ритуальные действия. У нас есть обряд, который называется «отпевание» * или «Погребение» - этот обряд, сопровождающий человека в последний путь не остановишь. Если человек умирает очень сложно, даже сославшись на карантин, отказать родственникам в молитвенном утешении. Власти пошли людям навстречу и позволили проводить ритуалы, связанные с похоронами, но ограничив при этом число провожающих. Поэтому мы имели возможность видеть людей, общаться с ними, хоть и в безрадостных обстоятельствах.
*
Отпева́ние, или Чин погребе́ния, или Чин быва́емый на погребе́ние — в русском православии название богослужения, описанного в Требнике под названием После́дование ме́ртвенное (греч. Νεκρώσιμος Ἀκολουθία); одно из богослужений (треб); совершается единожды над телом умершего христианина, как правило в храме.
Православные праздники
Если говорить о главных праздниках, которые прошли недавно, то нужно начать с Праздника праздников - Воскресения Христова или Пасхи. Даже этот праздник прошел при закрытых дверях и при отсутствии прихожан. Но тем не менее, службы состоялись, была возможность совершить главное Таинство, которое мы называем Евхаристией или Таинством Тела и Крови Господней. Нас это утешило. Но и тогда безграничного хотелось бы, чтобы все возвратилось на круги своя.
Здесь кроется интересная деталь: в связи с карантинными ограничениями некоторые вещи с точки зрения богословия приходится пересматривать, незыблемые в общем-то вещи. Когда мы ограничены в возможностях прийти в храм, возникает вопрос - насколько полноценно, например, участие в богослужениях через телевизор, через интернет? Мы тоже думаем об этом, и должны дать на этот вопрос свой ответ. Навскидку, можно по этому поводу высказать такое суждение: Бог — это не автомат, не то существо, которое программируется и идет по четко заданному алгоритму. Где есть немощь человеческая, где отсутствует возможность для человека реализовать себя в действии, я думаю, что Господь компенсирует это. И через тот же телевизор, ввиду крайних обстоятельств, передается та же самая благодать, которая обычно воспринимается при личном присутствии на богослужении.
Возникают вопросы богословского характера и по другим направлениям.
19 апреля, воскресенье — Пасха Христова

Двунадесятые переходящие праздники

12 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
28 мая — Вознесение Господне (праздник разлуки Христа с учениками)
7 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница

Двунадесятые непереходящие праздники

7 января — Рождество Христово
19 января — Крещение Господне
15 февраля — Сретение Господне (Громницы)
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
19 августа — Преображение Господне
28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы
27 сентября — Воздвижение Креста Господня
21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы

Непереходящие праздники

22 мая – праздник святителя Николая Чудотворца, Николин день
11 августа - Микола Осенний
19 декабря - День памяти Святителя Николая Чудотворца

Великие праздники

14 января — Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
7 июля — Рождество Иоанна Предтечи
12 июля — День святых первоверховных апостолов Петра и Павла
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы
27 сентября - Воздвижение Креста Господня

"Слаба наша плоть, что эхом отдается на близких и на дальних, по отношению к нам, людях...
Обращаясь к главной теме всепланетных дум, вновь отмечаю, что прочие мировые проблемы, как и раньше, стоят глубоко на задних планах, уступая место изъевшей сознание теме коронавируса.
Ранее мы задавались вопросами: за что? по какой причине? что будет дальше? Сейчас, я думаю, надо задавать себе вопрос: как с этим жить?"

Из онлайн-публикации протоиерея Сергия Стаценко

Как изменил карантин ваш привычный уклад жизни?
Лично для меня карантин — это, как ни странно, возможность отдохнуть. Конечно, сложно говорить так на фоне того, что люди страдают от самоизоляции. Хотя я не смог быть жестко изолированным и остаться дома - это осталось в области мечты.
Почти все остальные священники в Узбекистане вынуждены были перейти в жесткую изоляцию на своих приходах. При этом понятие "свой приход" ядля многих священников условно. У нас часто священник совмещает различные служения. То есть нет сейчас ни одного священника, который был бы занят только на своем приходе: я, например, совмещаю свое служение с работой в семинарии, другой священник служит в Коканде, там и остался на карнтин. Кроме этого третий живет очень далеко от храма. И поэтому пришлось всю нагрузку брать на себя: и богослужебную, и ту нагрузку, которая связана с отпеваниями.
Когда был отменен общественный транспорт и остановлено движение частного транспорта, мне пришлось ко всему почему стать бухгалтером, поваром… и больше времени проводить на самом приходе.
В духовном плане, лично для меня, в карантинный период не произошло больших изменений. Время проходило в приподнятом настроении. Откуда, спросите, повод к радости? Да просто сократилась суммарная нагрузка со всех моих послушаний. Мне было легче сделать что-то своими руками, выполнить внешний набор привычных действий, провести богослужение и обряды - и больше с меня никто ничего не требовал. Но это только для меня, и только в специфике моего служения.
Карантин для меня стал все же временем отдыха и еще большего душевного успокоения, душевного комфорта. Это лично для меня. Для других священнослужителей, может быть — все совсем по-другому, поэтому за них говорить, выравнивая их по своей мерке, я не могу.
Жизнь после...
Как изменится жизнь после карантина? Изменится жизнь, наверное, прихода. Люди, которые, распробовали на вкус онлайн богослужения продолжат их практиковать и ожидается, что прихожан будет меньше. Хотя сначала будет всплеск, когда будет свободный доступ в храм. На это повлияют многие факторы и в первую очередь фактор крепости самой веры и воцерковленности человека. О чем идет речь? Многие ходят в храм из суеверных побуждений. Кто-то по традиции, потому что когда-то предки так сказали и ходили сами. Для кого-то это культурный центр, где можно пообщаться. Иногда большой проблемой становятся говорящие бабушки во время службы. И вот этих людей, по моим ожиданиям, станет меньше. Останутся только те, кто действительно воцерковлен и те, кому действительно это нужно. Воцерковление — это одно из условий сохранения веры, это процесс как бы взаимопереходящий: если я верую, то мне нужен плод для моей веры и место воплощения моей веры — это храм, где ты воцерковляешься, а если ты воцерковляешься, то вера тебя укрепляет. Конечно, в первую очередь это связано с общением. Именно в общении человек может получить поддержку, подпитку своей веры и постепенно она будет цементироваться в какую-то глыбу, которая уже неразрушима. Но это процесс растянутый во времени и одномоментно это произойти не может.
Как поддерживала церковь прихожан во время карантина Covid-19
О духовной поддержке я уже упоминал и отдельно еще добавлю. Материальная помощь, конечно, оказывается, но мы стараемся об этом не трубить. Если все-таки об этом нужно упомянуть, то отметим такое обстоятельство, что при каждом нашем храме действует, или, по крайней мере, должен действовать социальный отдел. Действует такой отдел и при нашем храме. На епархиальном уровне работает группа социальной помощи «Твори добро», с которой сотрудничает и наша социальная служба. Для начла мы стараемся выяснить, кто и в чем нуждается. Помощь оказывается в основном продуктовыми наборами. Если есть необходимость в денежных средствах, мы выясняем, насколько действительно эта необходимость есть и стараемся тоже такую помощь оказывать. Единственно, что в социальной работе присутствует такой очень зыбкий момент: возникают люди, которых можно было бы назвать морально нечистоплотными, желающие нажиться на добрых чувствах помогающих людей. Но мы занимаемся теми, кто реально нуждается.
Выяснился интересный феномен, когда мы дозваниваемся до людей, которым предлагаем помощь, многие отказываются и говорят, что есть более нуждающиеся люди. Здесь сказывается христианское воспитание. Если человек чувствует, что он не находится на грани своего материального бытия, то он старается перенаправить эту помощь другим. Для меня это обстоятельство стало удивительным и, конечно, порадовало. Оказалось, что такое происходит не только у нас, но и в других местах. В Москве был проведен такой, своего рода эксперимент, когда многие священники, которые находились на грани тяжелого материального положения, видя, что есть у них еще какие-то ресурсы, перенаправляли помощь более нуждающимся.
Формы моральной поддержки людей мы практикуем тоже достаточно разнообразно. Священники более активно перешли в онлайн-режим, в основном в чатах в Telegram или в Facebook. Мы стараемся утешить людей, обращаясь к ним в видеообращениях, либо текстовых форматах. Мне, например, удобнее работать в текстах. Моим изобретением стала акция, которая сейчас обозначается модным словом «челендж» (правда я это назвал «марафоном») - как только началась эта свистопляска с карантином, я попросил людей высказаться, написать эссе о том, каким они видят мир после пандемии: поделиться своими прогнозами и мечтами. Люди откликнулись, и стали мне присылать свои мысли. Набрался достаточно большой объем текстов. И сейчас я каждые 2-3 дня выкладываю у себя в Фейсбуке эти рассуждения с хештегом #послепандемии.
Комментарии со страницы протоиерея Сергия Стаценко
в Facebook с хештегом #после_пандемии
«Мы не нужны природе – все диаметрально наоборот. Думается, что это одна из основных задач пандемии – донести до каждого человека на земле, что мы тут гости, а в гостях так себя вести нельзя.
Хотелось бы, чтобы все люди начали поклоняться Богу, а не деньгам, прогрессу и технологиям. Обратились бы с просьбой о прощении и помощи к Богу, а не продолжали надеяться на свои силы, абсолютно никчемные пред ликом настоящей опасности. Хотелось бы, чтобы стали внимательнее и добрее друг к другу, и ценили то, что имеют. Но скорее всего это утопия. Это не про людей, по крайней мере, не про всех» - Марина Хамраева #после_пандемии
«Кроме того, карантин лишил нас общения. Общение с воцерковленными людьми сильно отличается от того, что происходит за пределами храмов. Я надеюсь, что карантин приведет хоть к крошечному, но все же шагу в духовном росте.
У меня есть знакомые, которые все собираются прийти в церковь, но возможность заработать побольше денег не дает им возможности выйти из заколдованного круга, хотя они понимают, необходимость воцерковления. Я надеюсь, что для них это будет время для осмысления».- Людмила Уразаева #после_пандемии
«В идеале хотелось бы, чтобы православные люди ощущали неразрывную связь между всеми нами и стремились её укреплять. Чтобы все мы стали более ответственными, вдумчивыми, рассудительными. Если все по благословению Патриарха молятся дома, то молятся все до одного (хотя внутри и бушует буря смятения и негодования), не разделяясь на лагеря и партии. А если идём в храмы, то идём все, понимая, зачем и к Кому…
Да будет воля Твоя, ныне и всегда и во веки веков!» - Марина Соколова #после_пандемии
После. Мне трудно сказать, даже как-то спрогнозировать, что будет после. Мне кажется, многие так и останутся работать на «удалёнке», если будет такая возможность. Хочется надеяться, что многое вернётся на круги своя. И в первую очередь школы. У меня родственница работающая учителем рассказала, как ей написал ребенок: «Дорогая наша учительница, мы все хотим так в школу. Я совсем не хочу заниматься вот так через компьютер…» А большая часть малого бизнеса, скорее всего, разорится. Наверное, будут больше развиваться компьютерные технологии. Мир больше разделится на классы, где среднего, наверно, как такового и не останется.
Но духовно, люди вырастут в своем мышлении, очень на это надеюсь. Мне, почему-то, кажется, что мир избежал чего-то более страшного и ужасного. Вот такими зарисовками со своего жития-бытия во всем этом всемирном хаосе я хотела бы поделиться. Уверена, всегда так не будет!
Всем желаю здоровья и спокойствия! Ибо с нами Бог, и на все воля Его!
Светлана Афонина #после_пандемии
«Что будет ПОСЛЕ – не знаю! Хочется верить, что мир станет чище и в духовном отношении тоже. Безусловно, мир и мы в нем изменимся. И если помечтать, то хотелось бы увидеть, как люди ходят и улыбаются друг другу, но только искренне. Как родители гуляют со своими детьми. Как на скамеечках во дворах сидят радостные старушки и присматривают за соседской ребятней, а старички учат играть детвору в шахматы, вместо того чтобы собирать махаллинские сплетни. Как мальчишки и девчонки, истосковавшись по улице, гоняют в футбол, играют в прятки, догонялки прыгают в «классики», прыгалки, а телефоны пылятся дома. И очень надеюсь и верю, что Господь Многомилостивый и Долготерпеливый найдет хотя бы десять праведников, ради которых не погубит человечество. И да! Пасха будет!» - Елена Крошечкина #после_пандемии
Благодарю врачей, которые сейчас лечат болящих, и всех людей которые в этом участвуют! Помоги вам Господи!
Конечно, карантинные меры ударят по экономике, и еще долгое время последствия будут напоминать об этом. Но надеюсь, жизнь быстро вернется в обычное русло Божией милостью. Слава Богу за все!
Алексей Щербаков #после_пандемии

Активизация коммуникации в сети была вызвана необходимостью общения, потому что люди начинали впадать в состояние паники. А возможность порассуждать, помечтать немного успокоила. Первые две недели были заняты этим, потом вошли в какую-то колею, люди немного свыклись с ситуацией. Я считаю про прошедший марафон, что это тоже форма психологической помощи. Сейчас в проекте несколько подобных челенджей. Один уже готов, и мы ждем публикации в епархиальном журнале. Там мы просили ответить на вопрос «почему не надо бояться кладбищ». Это мы обсуждали еще в феврале. Как священник я вынужден общаться с разными людьми. Люди предпенсионного, пенсионного возраста, которые остались одни, у тех, у которых не все благополучно дома — они пропитываются этими страхами. И надо что-то с этим делать, мы не можем от этого просто отмахиваться. Священник вынужден набираться психологического опыта, потому что пастырское служение завязано во многом на психологию. Если рассматривать психологию как науку о душе, то мы должны оперировать этими знаниями, по крайней мере опытом своих наблюдений.
Но есть и еще наука, малоизвестная обществу, которая фигурирует только в сфере религиозного знания. Я бы назвал ее так: «пневматология» - наука не о психике, не о душе, а о духе. Например, нам встречается человек, который имеет какие-то пакостные черты характера. И мы можем рассматривать его как просто нехорошего человека, а с точки зрения этой науки, как человека больного. Исходя из этого, можно предсказать и другие моменты его поведения. И если человек тяготится своей духовной болезнью, что на исповеди обычно и выясняется, то пневматология может подсказать ему, как из этого состояния выходить, как его преодолевать. Элементы пневматологии вполне возможно входят в современную психологию. Но эта наука говорит больше о «душе», а у человека есть еще «дух» и область его действия затрагивает совершенно другие процессы нашей жизни . Хотя действие духа очень часто пересекается с областью действия души.
Молитва о врачах и труждающихся ныне в лечебницех

Господи, Ты показал нам в пример нелицемерной любви милосердного самарянина, который помог человеку, тяжко пострадавшему от нападения разбойников. Мы же в смиренном и покаянном чувстве принимая нынешнее испытание, постигшее нас в виде губительной болезни, просим Тебя: яви силу целебную через руки врачей, даруй им премудрость и долготерпение к находящимся в немощи.

Ты Сам, Господи, ведаешь, сколь великое множество врачей и их помощников теперь трудятся на пределе своих сил. Не взирают они на меру силы человеческой, но ежедневно являют, что жизнь христианская есть любовь деятельная и жертвенная. Ты Сам, Господи, молился до пота, подобного каплям крови: подай же и врачам силу терпения и мужество в служении, наполни Твоей силою руки их, озари их сердца надеждой, даруй им радость о всех тех многих, кто получил выздоровление через усердное врачебное попечение.

Господи! Взирая к Тебе, распятому нас ради на Кресте, израненному и беспомощному, мы простираем мысль нашу и скорбь сердца о всех несущих врачебное служение. Ведь их может поразить губительная болезнь. Боль сердец наших о врачах, которые сами постоянно в опасности от этой болезни. Сохрани их от страха и смущения, небрежения и самонадеянности. Пусть благодатная сила Святого Духа Твоего неотступно сохраняет их от всякого зла.
Дай укрепление сродникам, близким и всем их домашним, о которых скорбит их сердце. Сохрани их от всех тяжких бед, обстояний и скорбей. Не оставь их, Господи, без Твоей всесильной помощи и утешения.

Сделай явной, Господи, особую милость Твою над врачами, у которых не хватает веры по причине тяжести нынешних испытаний. Для тех, чей путь к Тебе лишь начат, подай разум понять, что нынешнее испытание являет Твою любовь, и Ты Сам рядом со страждущими во время скорби их, разделяя их боль и страдание.
Веруем, Господи, и исповедуем, что по несказанному Твоему Божественному Смотрению обратишь все эти испытания каждому ко благу, и всякий из нас станет обновленным, здравомысленным и благоразумным.

Аминь.