Ягья:
помощь ближнему это благодарность Богу
О жизни общины кришнаитов в Ташкенте в период пандемии Covid-19 рассказывает Игорь Ренадович Закиров председатель Общества Сознания Кришны
Бескорыстное служение обществу тоже есть Ягья*.
Помощь ближнему – есть Ягья – благодарность Богу.
Через это человек очищается – приближается к Богу.
*
Ягья (я́джня, я́джна; санскр. यज्ञ yajña «жертва», «жертвоприношение») — ключевое понятие в ведийском мировоззрении, характеризующее ритуальное действие в форме жертвоприношения. Огненное жертвоприношение осуществлялось для удовлетворения Бога, исполнения желаний, искупления грехов и во избежание болезней и зла. В ведийской религии яджна рассматривалась как обязательное ритуальное действие, от которого зависит сохранение мироздания, благополучие общества и людей.
Как появилось Общество Сознания Кришны в Ташкенте
Шрила Прабхупада, получив в молодости наставление своего духовного учителя распространить ведическое знание Гаудия-вайшнавизм*, в 1965 году поехал на Запад. Он долго выбирал, куда ехать, и приехал в Америку. Через год он зарегистрировал религиозную организацию «Международное общество Сознания Кришны». Тогда последователей было немного, но он обозначил свою миссию. Сначала к нему присоединялись хиппи, потом община значительно расширилась.
В 1971-72 годах он попал в СССР и здесь встретился лишь с одним человеком, и тот стал его представителем. В наших местах, в Узбекистане, к концу 80-х годов оформилась маленькая община. В 1989 году была зарегистрирована община на Северном Алмазаре в Ташкенте, проводились первые воскресные службы. Позже переехали сюда - на улицу Мехржон. В 1992 году получили регистрацию и на следующий год купили это место. Сначала был один дом, потом выкупили территорию рядом и в 2003 году построили храм. Община в разное время была представлена разным количеством людей. В 90-х годах было много преданных 500-600 активных прихожан. До 1998-го года. Сейчас многие уехали – эмигрировали. В 1998-1999 году была напряженная ситуация с Талибан и в адрес нашей общины приходили угрозы, даже говорили, что есть какие-то списки, это не подтвердилось в дальнейшем, но сюда приходили люди с угрозами "беседовали". Кто-то из-за экономической ситуации уехал. В это же время были террористические акты в Ташкенте, и после этого на полгода храм был закрыт все религиозные организации не функционировали. Затем была перерегистрация. В этот момент многие и уехали. Те, кто остались, и есть основа общины. В 1999 году мы получили новую регистрацию. Но раньше у нас была регистрация республиканская, а в теперь мы получили только городскую, что ограничило нашу деятельность. Миссионерство стало противозаконным с принятием закона "О религии".
Сейчас у нас довольно стабильная община в 280 человек. На главные праздники приходит около 500 человек. Но людей, которые следуют религии в разы больше.
*
Гаудия-вайшнавизм - религиозная традиция внутри индуизма, представляющая собой направление вишнуизма, основанное индийским духовным учителем Чайта́ньей (1486—1534). Последователей гаудия-вайшнавизма называют вайшна́вами или кришнаи́тами.

Вайшнавизм (вишнуизм) представляет собой одно из двух главных направлений индуизма наряду с шиваизмом. Хотя обе эти традиции произошли от одного корня, каждая из них имеет собственное представление о сущем, и, соответственно, собственный объект поклонения. Главная черта вайшнавизма — это почитание Вишну в качестве верховного личностного Бога («вайшнавизм» означает «поклонение Вишну»). В свою очередь, в рамках вайшнавизма выделяют группу религиозных течений, основанных на поклонении Кришне, — кришнаизм, или Кришна-бхакти. Последователи кришнаизма признают верховной ипостасью Бога не Вишну, а Кришну, считая Вишну одним из воплощений последнего. К кришнаитскому вайшнавизму относится и гаудия-вайшнавизм.

Основоположник гаудия-вайшнавизма, индуистский религиозный проповедник и реформатор Чайтанья, почитается гаудия-вайшнавами особым воплощением Радхи и Кришны в одном лице, чей приход был предсказан в Ведах и Пуранах.
Вайшнавы-кришнаиты, как и абсолютное большинство последователей других традиций внутри индуизма, воспринимают свою религию как санатана-дхарму «вечную религию», как «универсальное, неотъемлемое свойство души». Другие религиозные традиции рассматриваются последователями гаудия-вайшнавизма как исходящие от Бога, которому в других вероисповеданиях поклоняются под разными именами на основе данных Им откровений.

Начиная с 1960-х годов гаудия-вайшнавизм распространился по всему миру благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады и основанного им Международного общества Сознания Кришны, а также благодаря деятельности других кришнаитских гуру и организаций, занимающихся проповедью за пределами Индии.

Храм — это место, где люди собираются вместе
Специфических обрядов, которые можно проводить только в храме, нет. Воспевание имени Бога – это один из главных обрядов или лучше сказать одна из важнейших духовных практик. Чем больше людей участвует, тем лучше, но даже если это двое – трое, например, семья, обряд проводится и в такой форме. В карантин, например, можно проводить и дома …

Но храм – это такое место, которое является духовным посольством, где люди, преданные Богу, собираются вместе и святыни, установленные в храме, тоже священны для членов общины. Совместное воспевание привлекает людей к храму. И обычно – не во время пандемии – по воскресеньям приходит много людей. У нас проводится большая программа: мы вместе воспеваем, читаем писание, обсуждаем, совершаем ритуальное жертвоприношение - предлагаем дары божествам, и заканчиваем день угощением. Мы вкушаем только освещенную пищу, мы готовим, потом предлагаем ее Богу и он ее принимает, и потом мы вкушаем сами и угощаем всех вокруг.
Наиболее распространенные вайшнавские праздники:
Джанмаштами День явления Шри Кришны — это знаменательный ведический праздник. Празднование Джанмаштами – это Бхакти*, праздник души, вечно свободной и счастливой, этот день способен увлечь ее в Вечный и прекрасный Духовный мир, туда, где нет страданий, но есть вечная жизнь и Любовь, где исполняются все мечты, где настоящая жизнь, где смеются и плачут лишь только от счастья.

Радхаштами День явления Шримати Радхарани. Отмечается этот праздник через две недели после Дня явления Шри Кришны. Это очень важный и сокровенный Ведический праздник. Радхарани – божественная Энергия Господа Кришны, несущая и дарующая счастье, любовь и благость каждому, искренне преданному Господа. Считается, что в праздник Радхаштами есть возможность обрести особую милость Шри Кришны, обратившись к Радхарани с просьбой послужить Её возлюбленному и поделиться частью Великой преданности Господу.

День явления Господа Шри Баларамы Баларама практически всегда рядом с Кришной в образе старшего или младшего брата, а возможно даже другого живого существа, но неизменно проявляющего качества идеального помощника, слуги и друга.

Нрисимха Чатурдаши (явление Господа Нрисимхадева) – День явления Господа Нрисимхи, одного из аватаров Всевышнего в форме полульва-получеловека с целью защитить и спасти своего преданного.

Рама Навами (явление Господа Рамачандры) – День явления Господа Рамы, аватара Всевышнего Господа. В этот день все бхакты поклоняются Господу Раме.

Гаура Пурнима (День явление Шри Чайтаньи Махапрабху) – явление Господа Шри Чайтаньи Махапрабху, Самого Кришны в образе Его же преданного слуги.

Явление Адвайта Ачарьи близкого спутника Шри Чайтаньи Махапрабху. Это в ответ на его призыв Господь Чайтанья спустился в этот мир. Вайшнавы прославляют этого великого преданного, читают священные писания, поют бхаджаны.

Месяц Дамодара – священный месяц Дамодара или Картика. Это очень почитаемый и ожидаемый всеми вайшнавами месяц. На протяжении этого месяца необходимо проводить медитацию на игры маленького Кришны.

Говардхана Пуджа праздник поклонения священному холму Говардхан, который, по преданию, маленький Кришна продержал на мизинце одной руки неделю, чтобы спасти жителей Враджа от сокрушительного ливня, посланного Индрой.

Ратха Ятра – это «Праздник колесниц», связанный с одной из форм Кришны — божеством Джаганнатха. Центральным элементом празднования является шествие колесниц с деревянными божествами Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Фестиваль Ратха-ятры знаменует возвращение Кришны к себе домой во Вриндаван после долгой разлуки со своими возлюбленными пасту́шками гопи.

Нитьянанда Трайодаши – Явление Шри Нитьянанды Прабху. Господь Нитьянанда- вечный спутник Чайтаньи Махапрабху, Верховной Личности Бога.
Редки случаи, когда имя Нимая (Чайтаньи Махапрабху) рассматривается отдельно от имени Нитая (Господа Нитьянанды). Махапрабху непостижим и недостижим для тех, кто не получил милость Господа Нитьянанды Прабху, изначального Духовного Учителя всех вселенных, который служит посредником между Махапрабху и его преданными.

Вьяса Пуджа Шрилы Прабхупады. На следующий день после Джанмаштами празднуют День Явления Шрилы Прабхупады.

День ухода Шрилы Прабхупады. В этот день преданные ощущают глубокую разлуку со своим возлюбленным Гуру.
*
Бхакти भक्ति, bhakti — преданность, любовь к Богу в индийской философии и религии, а также условное наименование религиозно-реформаторских движений, распространившихся на Севере Индии в эпоху Позднего Средневековья. Бхакти описывает взаимоотношения между преданным, называемым «бхактой», и Богом в различных формах.
Праздники проходят так же, но это время, когда акцент должен быть сделан на Воспевании, и в этот день мы постимся. В разные праздники мы постимся по-разному.

Один из главных праздников - Гаура Пурнима, когда Кришна явился людям в золотистом аватаре*. Приходится на февраль март.

Золотистый цвет – это цвет служения. Значение этого праздника в том, что Кришна становится сам преданным и в облике преданного приходит к себе, чтобы понять, что чувствуют его преданные.

В этот день мы постимся до восхода луны. В начале празднования мы проводим огненное ведическое классическое жертвоприношение, когда разжигается священный огонь, в него наливается топленое масло, произносятся молитвы, в жертву приносятся семена, которые символизируют семена кармы. Потом мы делаем омовение наших божеств, приносятся лепестки цветов, потом, обязательно рассказываем о значении праздника, об этом проявлении Бога, иногда устраиваются театральные представления, иногда читаем стихи, поем песни культурная программа. На вечернюю службу собирается вся община и после этого мы раздаем угощение.

9 марта был праздник. Мы успели его провести до карантина. В карантин все церемонии другого праздника проводились очень узким кругом участников с соблюдением социальной дистанции, потом мы собрали угощение в контейнеры и развезли всем членам общины. Была онлайн - трансляция.
В карантин каждое воскресенье мы готовили пир из трех блюд, раскладывали в контейнеры и развозили по домам.

15 августа празднуется Шри Кришна Джанмаштами. Это праздник пришествия Кришны на землю 5248 лет назад. Его празднование выпадает на август сентябрь. Пока не знаю, сможем мы его провести или нет, но надеюсь сможем...
*
Авата́ра (санскр. अवतार, avatāra IAST, «нисхождение») — термин в философии индуизма, обычно используемый для обозначения нисхождения божества на землю, его воплощение в человеческом облике (в частности, в вайшнавизме нисхождение Вишну из Вайкунтхи). Хотя на русский язык слово «аватара» обычно переводится как «воплощение», точнее его можно перевести как «явление» или «проявление».
Связь с общиной в период Covid-19
Связь с общиной у нас такая: есть онлайн-трансляция наших служб, мы держим связь телефонную с каждым членом общины, чтобы понять нужды. У нас есть специальная служба для этого. Они же занимаются организацией доставки пищи. Каждые две недели мы обзваниваем всех членов общины и формируем продуктовые пакеты для тех, кто нуждается, это, конечно, что-то простое: крупы, фрукты, масло (надо сказать, что все кришнаиты – вегетарианцы), обеспечиваем какие-то потребности в лекарствах, может быть, в одежде. Это все идет от пожертвований или на средства спонсорской помощи. 15-30 человек работают в этой службе.
Независимо от храма есть программа «Пища жизни». Мы считаем себя к этому сопричастными, потому что там участвуют и члены нашей общины. Эта программа светская, она не оформилась в какую-то организацию, это пока только инициативная группа. Сейчас они помогают приюту для бездомных: по субботам они отвозят туда продукты. Когда можно готовить, они готовят. В среднем на 400 - 500 человек, самое большое на 800 человек. Еду хвалят. Пока каждый день регулярно готовить возможности нет, но каждую субботу отвозят пищу. Когда узнаем, что кто-то заболел, (хорошо, что пока все в легкой форме), сразу организуем доставку лекарств. Сейчас 5-6 человек болеют из общины, вот им помогаем.
Испытания карантином...
Все, что сейчас происходит, - это испытания, предупреждения, указание, послание людям, что они что-то делают не так , что они стремятся к сиюминутным удовольствиям, теряя смысл жизни. Раньше люди понимали, что каждый должен определенным для определенных групп образом воздавать благодарность Богу. Сейчас это понимание во многом утрачено.

Многие истории нашей общины связаны с чудесным преображением людей. Люди, которые потеряли себя, приходят в общину и, соприкоснувшись с трансцендентальным явлением Бога, обретают себя.

Очень интересно то, как преданные уходят из этого мира, они не воспринимают это, как трагедию, а как переход, как трансформацию. Мы осознаем и уверены в беспрерывности жизни души, поэтому то, что происходит сейчас, не пугает, а заставляет задуматься...
Сейчас мы молимся о том, чтобы все были здоровы, чтобы карантин благополучно закончился, чтобы все было хорошо в нашей стране и во всем мире.