Коканд.
Община сплачивается вокруг церкви

Об истории паствы Армянской апостольской церкви в городе Коканд и о жизни прихожан в период пандемии Covid-19 рассказывает аксакал Багдасаров Олег Шагенович
Первая на территории Узбекистана армянская апостольская церковь была зарегистрирована 7 сентября 1993 года Самаркандским областным управлением юстиции.
* Армянская апостольская церковь была создана в 1903 году по просьбе и на сбережения армян, живущих на территории города Самарканд. До этого (с 1899 года) в городе существовал обыкновенный молитвенный дом.
Община просуществовала до конца 1939 года, когда, как и другие молитвенные учреждения, была отнята у верующих.
С обретением Узбекистаном независимости (1992 г.) здание церкви было возвращено верующим, а в августе 1995 года состоялось торжественное открытие нового храма.
В Ташкенте торжественное богослужение по случаю открытия армянской апостольской церкви состоялось, когда церковь прошла государственную регистрацию - 12 января 2007 года.
Начнём с численности. Последняя перепись населения в наших местностях проводилась еще при Союзе, в 1989 г. Сто два года спустя после первой. Так вот на 89-й год в республике проживало 50,5 тысяч армян. За прошедшие тридцать лет случилась мощнейшая миграция, не закончившаяся до сих пор. Невозможно сказать, сколько армян осталось. Полагаю, меньше 10 тысяч. В Коканде максимум человек 150 - 200.
Понятие общины имеет чисто формальный характер. В Ташкенте существует культурный центр и даже когда-то издавался журнал «К будущему» на армянском и русском языках. А в Коканде и этого не было. Для сплочения общины необходимы деньги, люди, идеи, какое-то помещение, учебный класс. Обо всем этом не приходится даже мечтать.
По идее, община сплачивается вокруг своей церкви. Но советская власть уничтожила ее, причём оригинальным образом. До 1917 года в Коканде существовал религиозно-культурный центр на купленной земле — церковь, приходская школа, дом священника. В 30-е в сквере уничтожили православный храм, но армянский почему-то пощадили. Его закрыли, «дармоедов», как тогда называли священников, разогнали, армянскую школу тоже закрыли, ее директора погубили в тюрьме.
И все же что-то осталось: в здании церкви создали клуб армянской молодежи. В годы войны эта молодежь ушла на фронт и в 1943-м, когда понадобилось привлечь верующих, армянскую церковь переоборудовали в православную.
*
Армя́нская апо́стольская це́рковь (арм. Հայ Առաքելական Եկեղեցի); традиционное, историческое название — Апостольская церковь Армении (арм. Հայաստանեայց Առաքելական Եկեղեցի) — одна из древнейших христианских церквей, имеющая ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма.
Начнем с самого названия "апостольская" - обозначает, что христианство в Армению в I веке нашей эры принесли непосредственно ученики Христа, апостолы Фаддей и Варфоломей. Считается, что они положили начало христианской общине Армении еще в 41 году нашей эры. Мощи святого апостола Фаддея хранятся ныне в Армении.
Также армянскую церковь называют "Григорианской" - по имени святого Григория Просветителя, первого патриарха Армении, от которого принял в начале IV века армянский царь Трдат III.
Армянская церковь откололась от других ветвей христианства еще в 451 году, не приняв решения Халкидонского собора о двойственной природе Христа.
Армяне накладывают крестное знамение "слева-направо", следуют григорианскому календарю, на богослужениях использует оргАн.
Армянский крест особой вытянутой формы. На концах его лучи - "ласточкин хвост". Армянский крест обычно щедро украшен листьями, цветами - в знак жизни. Распятого Христа на кресте армяне изображают очень редко.
Армяне используют в богослужениях грабар - старинный литургический армянский язык. Также есть традиция жертвоприношения, так называемый "матах" (Մատաղ). В дар Богу могут принести голубей, петуха, барана или даже быка.

Источник.

Сейчас ее посещают считанные женщины-армянки. Несколько «могикан» присоединились к протестантам. Вот и вся религиозная жизнь.
Несколько лет назад скончался полувековой настоятель православного храма отец Владимир. Очень был хороший и священник, и человек.
Ныне церковный глава дважды в неделю приезжает из Ташкента. В его отсутствие какую- то жизнь в церкви поддерживает группа старушек. Если оказывается какая-то помощь нуждающимся, то лишь благодаря их сборам среди прихожан.