Экологическая информация касается самых разнообразных сфер общества: образовательной, культурной, экономической, политической и т.д., например, деятельность индивидов, социальных групп и институтов власти, направленную на реализацию экологической политики; экоконкурентная борьба; экологизация сфер жизнедеятельности общества; предпринимаемые меры по обеспечению экобезопасности; экологические проблемы и способы их решения. Также к экологической тематике причисляют такие аспекты, как: экология и здоровье; экология мегаполиса (проблемы качества воздуха, воды, утилизации бытовых отходов, уничтожения зеленых насаждений); экологического образования; экологического права; ядерной и химической промышленности; устойчивого развития. Логично предположить, что тематика экологических материалов в СМИ несколько шире, чем их проблематика. Проблематика экологических СМИ совпадает с основной экологической проблематикой, подразумевающей противодействие негативным последствия влияния человеческой деятельности на природу. В то же время, тематика экологических СМИ бывает не только проблемной, но и образовательной, а также может освещать жизнь экологического сообщества: разработки, мероприятия и акции по снижению вреда антропогенного воздействия. Можно сделать вывод, что СМИ, освещающие экологическую тематику, крайне разнообразны. Взаимное влияние человеческой деятельности и окружающей среды затрагивает очень многие сферы жизни аудитории, вследствие чего сфера экологической журналистики может показаться несколько хаотичной.
Авторы выделяют общие (общественно-политические) и специализированные (тематические) медиа. Различие состоит в том, что в средствах массовой информации первого типа экология составляет лишь одну из освещаемых сфер жизни общества, тогда как второй тип, «зеленые» СМИ, рассказывают непосредственно об аспектах и проблемах экологии и охраны окружающей среды. Специализированные СМИ, в свою очередь, делятся по следующим критериям: территория распространения (региональные и межрегиональные), информационная насыщенность (проблемные и общие), тип подачи информации (общедоступные или ориентированные на определенных специалистов), тип издателя (политические партии, правительство, международные организации и фонды, научные объединения, частные лица).
Деление экологической журналистики на массовую (общественно политическую) и специализированную (качественную). Общественно-политическая экологическая журналистика рассчитана на массового читателя, органы власти и субъекты бизнеса. Экологическая проблематика в ней не первостепенна. Специализированная экологическая журналистика обладает признаками политической, деловой и научной журналистики, однако все эти явления описываются через призму экологической проблематики, то есть как часть системы «природа-общество». Такой тип журналистики также можно дифференцировать по аудитории: ее составляют, во-первых, субъекты власти и бизнес, а во-вторых - субъекты профессионального экологического действия (наука, эко-НПО, специалисты отраслей). Итак, на втором этапе происходит дифференциация специализированных эко-ориентированных СМИ по их аудитории. Таким образом, формируются четыре новых подтипа качественной эко-журналистики: эколого-деловая журналистика (ориентирована на субъекты бизнеса и освещает финансово-экономические отношения); эколого-политическая журналистика (ориентирована на субъекты власти и освещает политические отношения в системе); эколого-научная журналистика (ориентирована на субъекты науки, освещает процесс научных изысканий); «зелёная журналистика» (является продуктом деятельности экологических организаций, освещает проблемы экологии и вопросы экологической культуры, ориентирована на разную аудиторию, как массовую, так и специализированную). Это очень важно, потому что понимание “что писать” и “как писать” приходит через определение “для кого писать”.
К наиболее часто использующимся жанрам экологической журналистики можно отнести следующие:
- «горячая» новость – оперативная информация об экологических происшествиях;
- статья-справка – справочная информацию по той или иной проблеме или событию;
- интервью с экспертом;
- репортаж.
Тонкость заключается в том, что материал не должен преподноситься в чрезмерно эмоциональной форме, поскольку это может испугать читателя. С другой стороны, исключительно “сухой”, безэмоциональный, “информационный” подход здесь тоже не подходит, так как в таком случае не удастся "достучаться" до читателя. Журналисту-экологу необходимо найти эту тонкую грань, когда журналистский материал вызывает достаточный эмоциональный отклик, но в то же время не запугивает читателя.
Как и в любом другом журналистском материале, следует проверять экологическую информацию, использовать достоверные источники, соблюдать текущее законодательство в сфере информации. Также важно понимать, что недостаточность информации по тому или иному актуальному вопросу в сфере экологии приводит к росту недоверия у аудитории. Поэтому предоставление полной и аргументированной информации является важным условием для ее распространения.