Тема 2.1.
Что такое экологическая журналистика?
Википедия определяет экологическую журналистику как жанр журналистики, подразумевающий обширное освещение экологических вопросов как глобального, так и регионального значения, чьей предметной областью является сбор, анализ и распространение информации, касающейся текущих событий, тенденций и проблем, связанных с окружающей средой, с которой постоянно взаимодействует человек. Это определение дает довольно общее представление, похожее мы получим, если спросим обывателя о том, что же такое экожурналистика. Попробуем разобраться почему тема окружающей среды и взаимодействия человека и природы выделяется в самостоятельную сферу журналистики, в отличие от многих других, ведь нет социально-политической журналистики или отдельно журналистики бизнеса, например.
Если обобщить определения разных ученых, можно сделать следующий вывод: Экологическая журналистика - это оперативное распространение по всем каналам СМИ социально значимой экологической информации, освещающей состояние окружающей среды и его взаимосвязь с человеческой деятельностью в целях обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития человечества через информирование, образование, воспитание и организацию аудитории. Характерной особенностью современной экологической журналистики является ее интегрированность с другими тематическими сферами СМИ, так как в наше время экологическая проблематика затрагивает практически все аспекты человеческой жизни.

Предмет экологической журналистики - это проблемы и положительные примеры в области использования и охраны окружающей природной среды, а также область взаимодействия общества с окружающей средой, то есть взаимодействие людей с элементами живой и неживой природы, которое изменяет окружающую среду путем использования, перераспределения или разрушения ее ресурсов.
Информационная функция подразумевает донесение до аудитории сведений о состоянии окружающей среды и потенциальных рисках.

Просветительская функция помогает аудитории строить логические цепочки между отдельными явлениями в сфере экологии, а также формирует общую экологическую грамотность.

Организационная функция призвана мобилизовать аудиторию на конкретные действия в области решения какой-либо экологической проблемы.

Контролирующая функция обращена на деятельность органов власти и предприятий: через реализацию предыдущих трех функций СМИ осуществляют контроль над законностью их деятельности в сфере экологической безопасности.

Воспитательная функция направлена на формирование у аудитории эмоционально-нравственной привязки к природе на уровне моральных ценностей и установок.

Рекреативная функция также задает и «подпитывает» положительные установки в отношениях «человек-природа», однако, зачастую в более простом для восприятия, «игровом» формате.

Аналитическая и разъясняющая функции подходят под описания образовательной функции, однако, по сути выполняют несколько иные задачи.

Аналитическая функция подразумевает научный подход к сбору и обработке информации, тогда как разъяснительная находится ближе к функции популяризации: она направлена на упрощение и подстраивание сложной профессиональной информации под нужды и потребности массовой аудитории.

Функция распространения экологического опыта позволяет формировать связи внутри экологического сообщества.

Функция экологизации подразумевает внедрение идей экологической безопасности и устойчивого развития как в повседневную жизнь, так и в научной, производственной и политической сферах. Можно сказать, что она синтезирует мобилизационную и воспитательную функцию, однако на более глубоком уровне развития экологического мышления у аудитории. Обозначив функции экологической журналистики, рассмотрим и задачи, которые она выполняет.

Задачи экологической журналистики разделяют на содержательные и формальные. Содержательные задачи подразумевают выработку целостной информационной политики, которая основана на современных научных исследованиях в области экологии и отражает реалии взаимодействия социума с окружающей средой как глобального, так и локального масштаба. К формальным задачам относится создание целостной системы СМИ как канала распространения информационного продукта экологической журналистики.

Миссия экологической журналистики - формирование такого сознательного поведения социума, при котором удовлетворяются его потребности без нанесения ущерба среде его существования.

Наиболее популярные экологические темы и проблемы можно условно разделить на три уровня: глобальный, национальный, бытовой.

К глобальной эко-проблематике относится рост численности населения Земли и, соответственно, потребностей в ресурсах; разрушение человеком окружающей среды, исчезновение некоторых видов животных, но, кроме того, и усилия природоохранных организаций по борьбе с этими проблемами, примеры удачного разрешения кризисов и освещение успехов в разработке и внедрению экологически чистых технологий.
Дополнительный материал можно почитать здесь: https://airnanny.ru/blog/globalnyie-ekologicheskie-problemyi-sovremennosti/

На национальном уровне к экологической проблематике относят негативные последствия урбанизации (загрязнение воды, воздуха, «шумовое» загрязнение), а также освещение мероприятий по устойчивому развитию и экологической безопасности в рамках одной или нескольких стран.
К экологическим проблемам бытового уровня ученые относят использование химикатов в повседневной и производственной деятельности, и вопросы очистки рекреационных зон от мусора.
К наиболее популярным в СМИ экологическим темам относят: загрязнение воздуха из-за частного транспорта в городах; проблему мусора и его переработки; вопросы городской и «потребительской» экологии: качества воздуха и воды, регулирование городского траффика, зеленых зон в городах, контроль безопасности деятельности предприятий; деятельность эко-активистов, в том числе и регионах; изменение климата; экологические саммиты, постановления и договоренности.
Экологическая журналистика
Экологическая информация касается самых разнообразных сфер общества: образовательной, культурной, экономической, политической и т.д., например, деятельность индивидов, социальных групп и институтов власти, направленную на реализацию экологической политики; экоконкурентная борьба; экологизация сфер жизнедеятельности общества; предпринимаемые меры по обеспечению экобезопасности; экологические проблемы и способы их решения. Также к экологической тематике причисляют такие аспекты, как: экология и здоровье; экология мегаполиса (проблемы качества воздуха, воды, утилизации бытовых отходов, уничтожения зеленых насаждений); экологического образования; экологического права; ядерной и химической промышленности; устойчивого развития. Логично предположить, что тематика экологических материалов в СМИ несколько шире, чем их проблематика. Проблематика экологических СМИ совпадает с основной экологической проблематикой, подразумевающей противодействие негативным последствия влияния человеческой деятельности на природу. В то же время, тематика экологических СМИ бывает не только проблемной, но и образовательной, а также может освещать жизнь экологического сообщества: разработки, мероприятия и акции по снижению вреда антропогенного воздействия.

Можно сделать вывод, что СМИ, освещающие экологическую тематику, крайне разнообразны. Взаимное влияние человеческой деятельности и окружающей среды затрагивает очень многие сферы жизни аудитории, вследствие чего сфера экологической журналистики может показаться несколько хаотичной.

Авторы выделяют общие (общественно-политические) и специализированные (тематические) медиа. Различие состоит в том, что в средствах массовой информации первого типа экология составляет лишь одну из освещаемых сфер жизни общества, тогда как второй тип, «зеленые» СМИ, рассказывают непосредственно об аспектах и проблемах экологии и охраны окружающей среды. Специализированные СМИ, в свою очередь, делятся по следующим критериям: территория распространения (региональные и межрегиональные), информационная насыщенность (проблемные и общие), тип подачи информации (общедоступные или ориентированные на определенных специалистов), тип издателя (политические партии, правительство, международные организации и фонды, научные объединения, частные лица).

Деление экологической журналистики на массовую (общественно политическую) и специализированную (качественную). Общественно-политическая экологическая журналистика рассчитана на массового читателя, органы власти и субъекты бизнеса. Экологическая проблематика в ней не первостепенна. Специализированная экологическая журналистика обладает признаками политической, деловой и научной журналистики, однако все эти явления описываются через призму экологической проблематики, то есть как часть системы «природа-общество». Такой тип журналистики также можно дифференцировать по аудитории: ее составляют, во-первых, субъекты власти и бизнес, а во-вторых - субъекты профессионального экологического действия (наука, эко-НПО, специалисты отраслей). Итак, на втором этапе происходит дифференциация специализированных эко-ориентированных СМИ по их аудитории. Таким образом, формируются четыре новых подтипа качественной эко-журналистики: эколого-деловая журналистика (ориентирована на субъекты бизнеса и освещает финансово-экономические отношения); эколого-политическая журналистика (ориентирована на субъекты власти и освещает политические отношения в системе); эколого-научная журналистика (ориентирована на субъекты науки, освещает процесс научных изысканий); «зелёная журналистика» (является продуктом деятельности экологических организаций, освещает проблемы экологии и вопросы экологической культуры, ориентирована на разную аудиторию, как массовую, так и специализированную). Это очень важно, потому что понимание “что писать” и “как писать” приходит через определение “для кого писать”.

К наиболее часто использующимся жанрам экологической журналистики можно отнести следующие:
  • «горячая» новость – оперативная информация об экологических происшествиях;
  • статья-справка – справочная информацию по той или иной проблеме или событию;
  • интервью с экспертом;
  • репортаж.

Тонкость заключается в том, что материал не должен преподноситься в чрезмерно эмоциональной форме, поскольку это может испугать читателя. С другой стороны, исключительно “сухой”, безэмоциональный, “информационный” подход здесь тоже не подходит, так как в таком случае не удастся "достучаться" до читателя. Журналисту-экологу необходимо найти эту тонкую грань, когда журналистский материал вызывает достаточный эмоциональный отклик, но в то же время не запугивает читателя.

Как и в любом другом журналистском материале, следует проверять экологическую информацию, использовать достоверные источники, соблюдать текущее законодательство в сфере информации. Также важно понимать, что недостаточность информации по тому или иному актуальному вопросу в сфере экологии приводит к росту недоверия у аудитории. Поэтому предоставление полной и аргументированной информации является важным условием для ее распространения.
Глоссарий

Алармизм — представление о неизбежности глобального экологического кризиса вследствие нерегулируемого роста численности населения планеты, истощения ресурсов, утраты биологического разнообразия, загрязнения биосферы и тому подобного.

Рекреативная функция. Название функции журналистики «рекреативная» происходит от слова recreatio, что означает восстановление человеком сил. То есть, СМИ предоставляют возможность человеку отдохнуть и развлечься.
Миссия - предназначение к чему-либо важному, высокому, ответственная роль, цель существования

Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения ролей городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения по сравнению с сельским и «трансляция» сформировавшихся в городах высших культурных образцов за пределы городов.

Шумовое загрязнение (акустическое загрязнение, англ. Noise pollution, нем. Lärm) — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека.

Устойчивое развитие — это развитие, при котором удовлетворение потребностей нынешних поколений осуществляется без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Эта базовая формулировка впервые появилась в 1987 году в докладе «Наше общее будущее».
Самостоятельная работа
Задание для самостоятельной работы (не оценивается):

Вопросы:
  1. Sreda.uz - изучите опыт издания, опишите тип, на какую аудиторию оно рассчитано?
  2. Gazeta.uz - какое место занимают материалы об экологии в данном издании? Как бы вы охарактеризовали эти материалы? На какую аудиторию они рассчитаны?
  3. Сделайте сравнительную таблицу двух изданий. Опишите плюсы и минусы разных типов подачи информации.