Новостная лента

Поставщик заявил о нарушениях при закупке насосов для BYD Uzbekistan Factory

В Ассоциацию участников государственных закупок обратилась организация NATIONAL CONSULTING BUSINESS, которая поставила СП ООО BYD UZBEKISTAN FACTORY три промышленных насоса на 240 млн сумов. Однако, представитель BYD отказался принимать насосы.

Договор организации подписали 10 июля этого года (лот № 252210085286495). В пункте 1 договора, в разделе «Информация о товаре», было указано, что поставляемый товар должен быть насос марки «Насос центробежный CRN 15-9 A-FGJ-A-E-HQQE», произведённый немецкой компанией GRUNDFOS.

Позиция поставщика

“Выполняя договорные обязательства, 29 июля 2025 года мы поставили именно насосы марки CRN 15-9 A-FGJ-A-E-HQQE производства компании GRUNDFOS (Германия). Однако сотрудник отдела снабжения Санжар Уралов, вместо того чтобы организовать процедуру приёмки продукции в соответствии с законом, заявил нашим сотрудникам, что решение о приемке продукции он принимает единолично, но поставленные насосы рассматривать не будет, принимать их отказывается и потребовал забрать их обратно”, - говорит представитель NATIONAL CONSULTING BUSINESS.

Сотрудники были вынуждены обратиться в комплаенс-отдел СП ООО BYD UZBEKISTAN FACTORY с просьбой провести осмотр и процедуру приемки продукции, а также разъяснить причины отказа Санжара Уралова.

“Только после вмешательства сотрудника комплаенс-отдела Санжар Уралов организовал процедуру приёмки, пригласив двух сотрудников технического отдела и кладовщика по имени Улугбек. Технические специалисты, осмотрев насосы, подтвердили, что это именно те насосы, которые указаны в договоре. Однако они отметили, что в заказе отдела снабжения была указана другая марка насоса, и выразили возражения в адрес Уралова. Тогда Уралов, уговаривая их, признался, что разместил товар в электронном магазине через своего знакомого, ошибочно указав марку насоса, и пообещал в течение одного дня привезти именно тот насос, который специалисты заказали, от своей знакомой организации”, - говорит представитель поставщика.

После того как специалисты не согласились с его предложением, Уралов вернулся вместе с другим сотрудником по имени Кирин Сардор.

“Они попытались сравнить поставленные насосы с фотографией другого насоса на телефоне и утверждали, что им нужен именно насос с фотографии. Нас же обвинили в поставке «не того товара». Однако было установлено, что поставленные нами насосы соответствуют марке CRN 15-9 A-FGJ-A-E-HQQE, указанной в договоре, тогда как на фотографии Сардора Кирина был насос совсем другой марки — CRN 1509 A-FGJ-G-B-HQQE. Несмотря на то, что мы поставили именно товар, предусмотренный действующим договором, сотрудники СП ООО «BYD UZBEKISTAN FACTORY» под предлогом вышеизложенного безосновательно отказались его принять”.

Согласно статье 13 закона «О государственных закупках» и разделу 7 договора, приоритетным принципом является недопущение коррупции. Этот принцип должен обеспечиваться соблюдением установленных законом процедур, и статья 46 закона прямо запрещает выбирать неконкурентные методы закупок незаконным образом, оказывать давление на участников закупок, предоставлять недостоверную информацию, допускать мошенничество, фальсификации и проявления коррупции.

“Однако из вышеизложенного следует, что сотрудник отдела снабжения СП ООО BYD UZBEKISTAN FACTORY Санжар Уралов злоупотребил служебными полномочиями: сначала незаконно выбрал неконкурентный метод закупки, заранее передав информацию о необходимом товаре своему знакомому и организовав размещение продукции в электронном магазине, намеренно сфальсифицировав текст договора — указав неверную марку насоса, необходимого предприятию. Далее он оказывал давление на нашу компанию как участника государственных закупок, уклонялся от рассмотрения поставленной продукции, а после вмешательства комплаенс-отдела сам признался в подлоге и обещал «через знакомого» привезти другой насос. Тем самым он проявил материальную заинтересованность и корыстные мотивы, что, на наш взгляд, является коррупционным правонарушением”, - говорится в сообщении.

В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства.

В компании заявили, что до настоящего времени письменно не уведомили о каких-либо несоответствиях или недостатках товара. При этом компания предоставила сертификат соответствия.

“В договорах по государственным закупкам срок поставки напрямую зависит от перечисления заказчиком денежных средств за товар на счет оператора специального информационного портала (биржи). Указанные средства блокируются до момента фактической поставки товара. Однако BYD так и не перечислили денежные средства оператору за нашу продукцию, что дополнительно подтверждает их намерение закупить насосы у «своего» поставщика и недовольство тем, что победителем в электронном магазине оказались мы”.

Что говорит законодательство

В статье 5 закона «О государственных закупках» закреплены основные принципы государственных закупок, среди которых — конкуренция и беспристрастность, недопущение коррупции.

В статье 15 данного закона указано: «Сотрудник государственного заказчика в своих отношениях с исполнителями государственных закупок или любыми другими лицами не вправе раскрывать никакую информацию, если такое неразглашение необходимо для защиты интересов государственной безопасности либо если разглашение такой информации противоречит законодательству, препятствует обеспечению соблюдения установленных требований, наносит ущерб законным интересам субъектов государственных закупок или мешает добросовестной конкуренции, если уполномоченный орган в сфере государственных закупок не примет решение о раскрытии такой информации».

Кроме того, согласно статье 40 закона: «При осуществлении процедур закупок государственному заказчику запрещается вести переговоры с оператором электронной системы государственных закупок и с участником электронной системы государственных закупок, а также с участниками до определения победителя».

В статье 46 закона прямо закреплено, что недопустимы дискриминация участников, предоставление одному участнику льгот или преференций в ущерб другим, конфликт интересов, незаконный выбор неконкурентных способов осуществления государственных закупок, оказание давления на субъектов закупок, необоснованное ограничение числа участников, а также любые другие формы недопущения, ограничения или устранения конкуренции, мошенничество, подделка и проявления коррупции.

В части 2 статьи 29 закона «О конкуренции» также указано, что запрещаются «действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции на торгах, в том числе: нарушение установленного законодательством порядка проведения торгов, создание для одного или нескольких участников торгов льготных условий для участия, в том числе посредством использования информации, воздействие на ход торгов и их результаты, заключение антиконкурентных соглашений и осуществление согласованных действий заказчиками торгов и участниками торгов».

Что в остатке

В последнее время в процессе государственных закупок наблюдаются случаи, когда необходимые предприятию товары не выставляются на «аукцион по снижению начальной цены», а закупка оформляется через электронный магазин уже после того, как продукция поставлена и введена в эксплуатацию. При этом в ряде случаев в электронный магазин размещаются лоты с информацией, которая может вводить участников в заблуждение и ограничивать возможности для полноценной конкуренции.

Кроме того, в договорах, заключаемых через электронный магазин, на поставку уникального и дорогостоящего оборудования, не производимого в Узбекистане и импортируемого по внешнеэкономическим контрактам, нередко устанавливается срок поставки всего 1–3 рабочих дня. Учитывая специфику такой продукции и необходимость её завоза из-за рубежа, подобные сроки выглядят затруднительными для выполнения добросовестными поставщиками, если заранее не обеспечен складской запас.

Установление чрезмерно коротких сроков поставки или размещение неполных/некорректных сведений о товаре в договорах через электронный магазин может создавать ситуацию, при которой заказчик получает возможность расторгнуть контракт с поставщиком и отказаться от приёмки товара.

Мы направили запрос в СП ООО BYD UZBEKISTAN FACTORY, а также в Агентство по противодействию коррупции.

В Агентстве отметили, что согласно статье 26 Экономического процессуального кодекса, споры, возникающие при заключении обязательного договора, предусмотренного законом, а также по вопросам изменения или расторжения договора, невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, рассматриваются экономическими судами.

Также в статье 78 закона «О государственных закупках» указано, что каждый участник, а также лица, осуществляющие контроль, имеют право подать жалобу на действия (бездействие) государственного заказчика, уполномоченного органа, закупочной комиссии, её членов, оператора специального информационного портала в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок, обладающую соответствующими полномочиями.

“Исходя из вышеизложенного, по обстоятельствам, указанным в обращении, можно обратиться либо в Комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок, либо в экономический суд”, - заявили в Агентстве.

Дана Опарина
EGED