Новостная лента

UzPost готовила продажу франшизы еще в 2024 году

Компания UzPost (“Почта Узбекистана”) планировала продажу своей франшизы еще в сентябре 2024 года. Это следует из анализа портала госзакупок.

Именно в это время компания провела тендер по отбору наилучшего предложения для определения исполнителя услуг по анализу франшизной модели, проведению стратегической сессии по планированию франшизной модели почтовых отделений АО «Узбекистон почтаси», разработке маркетинговых материалов для продвижения франшизы и договора комплексной предпринимательской лицензии для дальнейшей продажи франшизы.

Победителем тендера было признано ООО MURAT AZAMOV CONSULTING, однако вскоре тендер был аннулирован на основании возбужденного дела 21 апреля 2025 года Ташкентским городским территориальным управлением Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей.
В результате проверки специальной комиссией установлены признаки нарушения требований статьи 29 (Требования против ограничения конкуренции на торгах) закона «О конкуренции», в частности — второй, четвёртой и девятой частей данной статьи.

Предыстория

В середине октября этого года в СМИ стали появляться сообщения, что объединенная компания Wildberries & Russ — приобрела государственную долю в национальном операторе почтовой связи UzPost.

Сделка по покупке почтового оператора готовилась уже какое-то время, и у российского маркетплейса обширные планы в Узбекистане, поделился один из собеседников Spot. При этом сумма сделки не раскрывается.

Цифровая экосистема Uzum также выразила готовность инвестировать в проекты по модернизации инфраструктуры, развитию логистики и сети отделений, а также внедрению цифровых решений в UzPost.

Журналист Шухрат Латипов отмечает, что финансово UzPost чувствует себя стабильно. После кризиса 2018 года компания в плюсе и по итогам 2024 года показала выручку 603,5 млрд сумов (почти $50 млн) и прибыль около $700 тыс.

“Пока не видно причин, почему компанию нужно «спасать»”, - пишет он.

Сегодня UzPost играет ключевую роль в экосистеме электронной коммерции Узбекистана. Почтовая служба обслуживает не только государственные и финансовые структуры, но и занимается доставкой писем и посылок для крупных национальных и зарубежных маркетплейсов — таких как Uzum Market, Ozon, Aliexpress, а в будущем планируется сотрудничество и с Yandex Market.

“Если контроль над UzPost получит маркетплейс из той же отрасли, у неё будет сильное рыночное преимущество в части инфраструктуры (пример Humo и Paynet). Это может привести к ухудшению конкурентной среды, повлиять на стоимость и приоритеты доставки, изменить правила для других участников. Также возможно снижение доступности отделений и услуг в отдалённых регионах, если они окажутся нерентабельными для частного владельца”, - пишет Латипов.

Журналист полагает, что логичнее, если UzPost останется нейтральной платформой.

“Если продавать полностью, то нужен прозрачный и открытый тендер”, - пишет он.

Ему вторит экономист Отабек Бакиров. Агентство по управлению государственными активами это не прокомментировало.

“Обычно, когда «Давактив» проводит «приватизацию» с помощью тайных решений, он предпочитает зарыться головой в песок. За последние годы агентство не сочло нужным раскрывать информацию о десятках подобных сделок — от передачи UNG Petro, нефтеперерабатывающих заводов и платежных организаций до Дехканабадского калийного завода, которые фактически оказались в чьих-то карманах. Самое любопытное, что даже после всех этих аномальных, диких и непрозрачных кейсов, международные организации и известные консультанты, завернутые в сияющий имидж, продолжают сотрудничество и диалог с «Давактивом», не беспокоясь о собственной репутации”, - заключает экономист.

Антикор изучил материалы, опубликованные в СМИ о приватизации государственной доли в национальном почтовом операторе UzPost (O‘zbekiston pochtasi, «Почта Узбекистана»), и проверило соответствие раскрытой информации требованиям законодательства. Ведомство напомнило, что действующее законодательство обязывает органы власти обеспечивать доступность информации о приватизируемом имуществе, размещать данные на портале открытых данных и ежеквартально их обновлять.

Дана Опарина

EGED