Ассоциация инвалидов Узбекистана представила альтернативный доклад к первоначальному докладу страны об осуществлении Конвенции ООН о правах инвалидов. В нем говорится, что в законодательстве нет нормы, запрещающей дискриминацию на работе по инвалидности, в стране проводятся медосмотры для лиц с инвалидностью при приеме на работу, а трехпроцентная квота на их обязательное трудоустройство практически не действует.
Нет специальной нормы запрещающий дискриминацию
В докладе отмечается, что в новой редакции Трудового кодекса нет специальной нормы запрещающий дискриминацию по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда.
Хотя в статье 42 закона «О правах лиц с инвалидностью» говорится, что «запрещается дискриминация по признаку инвалидности в отношении всех форм трудовых отношений, включая условия приема на работу, найма, осуществления трудовой деятельности, сохранения работы, продвижения по службе (работе), а также обеспечения безопасных условий труда», но на практике практически невозможно привлечь работодателей к ответственности в случае нарушения ими трудовых прав лиц с инвалидностью, поскольку за такое правонарушение не предусмотрена административная или какая-либо ответственность, отмечают в Ассоциации.
По этой причине Ассоциация рекомендует вести в Трудовой кодекс статью, запрещающую дискриминацию по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда.
Помимо этого, Ассоциация рекомендует внести поправки в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности - а именно административную ответственность для лиц, допускающих дискриминацию по признаку инвалидности.
Медицинские осмотры при приеме на работу
Статья 426 Трудового кодекса обязывает лиц с инвалидностью проходить обязательные медицинские осмотры, которые являются предварительными условиями для приема на работу. После приема на работу лица с инвалидностью ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные медицинские осмотры лиц с инвалидностью осуществляются за счет средств работодателя.
“На наш взгляд данное положение является дискриминацией по признаку инвалидности, так как касается не всех работников, а только лиц с инвалидностью к тому же никакой работодатель не будет оплачивать за свой счёт медицинский осмотр так как это является для него лишним бременем”, - говорится в докладе.
В статье 429 Трудового кодекса указывается, что направление в служебную командировку работников с инвалидностью допускается только при условии, что такие работы не запрещены им рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии, то есть перед каждой командировкой работник с инвалидностью должен получать рекомендацию медико-социальной экспертной комиссии. В такой ситуации работодателю легче не отправлять работника с инвалидностью ни в какие командировки.
“Требование к трудоустраивающемуся человеку с инвалидностью предоставить рекомендацию медико-социальной экспертной комиссии с разрешением на работу на данной позиции («трудовые рекомендации»), является фактором, снижающим вероятность его трудоустройства. Данное положение является дискриминацией по признаку инвалидности”, - говорится в докладе.
По этой причине Ассоциация рекомендует исключить из Трудового кодекса статьи 426 и 429, так как они содержат элементы дискриминации по признаку инвалидности.
Трехпроцентная квота не работает
Трехпроцентная квота по обязательному трудоустройству лиц с инвалидностью практически не работает и не приносит никакого эффекта в решениях вопросов трудоустройства, так как нет действенной стратегии по трудоустройству лиц с инвалидностью, отмечают в Ассоциации.
В докладе подчеркивается, что отсутствует должный государственный контроль по выполнению предприятиями и организациями требований по обязательному трудоустройству лиц с инвалидностью согласно 3% квоте.
“Многие работодатели вообще не знают об обязательной 3% квоте трудоустройства лиц с инвалидностью. Неисполнение обязанности по предоставлению квотных рабочих мест инвалидам влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 базовых расчетных величин – БРВ (2.45–4.9 млн. сумов), а повторное неисполнение обязанности в течение указанного года – к последующему штрафу в размере от 20 до 30 БРВ (4.9–7.35млн сумов). Штрафные санкции за несоблюдение 3% квоты очень низкие к тому же эти санкции фактически не применяются”.
В Ассоциации отмечают, что нет стратегии и программы трудоустройства инвалидов в государственном секторе. В государственном секторе трудоустроены меньше 1% лиц с инвалидностью, при этом ежегодно более тысячи молодых лиц с инвалидностью оканчивают высшие учебные заведения по государственному гранту в счёт 2% квоты приема в высшие учебные заведения. Однако из них лишь 2-3 % трудоустраиваются.
По этой причине Ассоциация рекомендует пересмотреть и внедрить новый механизм трудоустройства лиц с инвалидностью, содержащий в том числе государственный и общественный контроль за его реализацией.
Также Ассоциация рекомендует внести поправки в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в целях увеличения размера штрафов, предусмотренных статьей 50 «Нарушение законодательства о занятости населения».
Помимо этого, Ассоциация рекомендует принять государственную программу по трудоустройству лиц с инвалидностью, в том числе в государственный сектор, уделить в ней внимание трудоустройству молодых лиц с инвалидностью, окончивших высшие учебные заведения по государственному гранту в счёт 2% квоты приема в высшие учебные заведения.
У предпринимателей нет заинтересованности в трудоустройстве лиц с инвалидностью
В докладе говорится, что поощрения и стимулирование предприятий трудоустраивающих лиц с инвалидностью очень слабые и не существенные, у предпринимателей нет заинтересованности в трудоустройстве лиц с инвалидностью.
По этой причине Ассоциация рекомендует определить одним из критериев получение предприятиями и организациями заказа по государственным закупкам на исполнение предприятиями и организациями требовании законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью.
Пособие по безработице
Лица с инвалидностью не входят в состав лиц имеющих право на получение пособия по безработице и официально признаваемых безработными, отмечают в Ассоциации.
“Данное положение является дискриминационным по признаку инвалидности, так как исключает лиц с инвалидностью из числа получателей пособия по безработице наравне с другими гражданами”.
По этой причине Ассоциация рекомендует внести изменения в статью 46 закона «О занятости населения» путем включения лиц с инвалидностью в перечень лиц имеющих право на получение пособия по безработице и официально признаваемых безработными (в том числе относящихся к лицам с инвалидностью I и II групп).
Также Ассоциация рекомендует ратифицировать Конвенцию МОТ №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов».
Дана Опарина
Нет специальной нормы запрещающий дискриминацию
В докладе отмечается, что в новой редакции Трудового кодекса нет специальной нормы запрещающий дискриминацию по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда.
Хотя в статье 42 закона «О правах лиц с инвалидностью» говорится, что «запрещается дискриминация по признаку инвалидности в отношении всех форм трудовых отношений, включая условия приема на работу, найма, осуществления трудовой деятельности, сохранения работы, продвижения по службе (работе), а также обеспечения безопасных условий труда», но на практике практически невозможно привлечь работодателей к ответственности в случае нарушения ими трудовых прав лиц с инвалидностью, поскольку за такое правонарушение не предусмотрена административная или какая-либо ответственность, отмечают в Ассоциации.
По этой причине Ассоциация рекомендует вести в Трудовой кодекс статью, запрещающую дискриминацию по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе, безопасных и здоровых условий труда.
Помимо этого, Ассоциация рекомендует внести поправки в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности - а именно административную ответственность для лиц, допускающих дискриминацию по признаку инвалидности.
Медицинские осмотры при приеме на работу
Статья 426 Трудового кодекса обязывает лиц с инвалидностью проходить обязательные медицинские осмотры, которые являются предварительными условиями для приема на работу. После приема на работу лица с инвалидностью ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Обязательные медицинские осмотры лиц с инвалидностью осуществляются за счет средств работодателя.
“На наш взгляд данное положение является дискриминацией по признаку инвалидности, так как касается не всех работников, а только лиц с инвалидностью к тому же никакой работодатель не будет оплачивать за свой счёт медицинский осмотр так как это является для него лишним бременем”, - говорится в докладе.
В статье 429 Трудового кодекса указывается, что направление в служебную командировку работников с инвалидностью допускается только при условии, что такие работы не запрещены им рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии, то есть перед каждой командировкой работник с инвалидностью должен получать рекомендацию медико-социальной экспертной комиссии. В такой ситуации работодателю легче не отправлять работника с инвалидностью ни в какие командировки.
“Требование к трудоустраивающемуся человеку с инвалидностью предоставить рекомендацию медико-социальной экспертной комиссии с разрешением на работу на данной позиции («трудовые рекомендации»), является фактором, снижающим вероятность его трудоустройства. Данное положение является дискриминацией по признаку инвалидности”, - говорится в докладе.
По этой причине Ассоциация рекомендует исключить из Трудового кодекса статьи 426 и 429, так как они содержат элементы дискриминации по признаку инвалидности.
Трехпроцентная квота не работает
Трехпроцентная квота по обязательному трудоустройству лиц с инвалидностью практически не работает и не приносит никакого эффекта в решениях вопросов трудоустройства, так как нет действенной стратегии по трудоустройству лиц с инвалидностью, отмечают в Ассоциации.
В докладе подчеркивается, что отсутствует должный государственный контроль по выполнению предприятиями и организациями требований по обязательному трудоустройству лиц с инвалидностью согласно 3% квоте.
“Многие работодатели вообще не знают об обязательной 3% квоте трудоустройства лиц с инвалидностью. Неисполнение обязанности по предоставлению квотных рабочих мест инвалидам влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 базовых расчетных величин – БРВ (2.45–4.9 млн. сумов), а повторное неисполнение обязанности в течение указанного года – к последующему штрафу в размере от 20 до 30 БРВ (4.9–7.35млн сумов). Штрафные санкции за несоблюдение 3% квоты очень низкие к тому же эти санкции фактически не применяются”.
В Ассоциации отмечают, что нет стратегии и программы трудоустройства инвалидов в государственном секторе. В государственном секторе трудоустроены меньше 1% лиц с инвалидностью, при этом ежегодно более тысячи молодых лиц с инвалидностью оканчивают высшие учебные заведения по государственному гранту в счёт 2% квоты приема в высшие учебные заведения. Однако из них лишь 2-3 % трудоустраиваются.
По этой причине Ассоциация рекомендует пересмотреть и внедрить новый механизм трудоустройства лиц с инвалидностью, содержащий в том числе государственный и общественный контроль за его реализацией.
Также Ассоциация рекомендует внести поправки в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в целях увеличения размера штрафов, предусмотренных статьей 50 «Нарушение законодательства о занятости населения».
Помимо этого, Ассоциация рекомендует принять государственную программу по трудоустройству лиц с инвалидностью, в том числе в государственный сектор, уделить в ней внимание трудоустройству молодых лиц с инвалидностью, окончивших высшие учебные заведения по государственному гранту в счёт 2% квоты приема в высшие учебные заведения.
У предпринимателей нет заинтересованности в трудоустройстве лиц с инвалидностью
В докладе говорится, что поощрения и стимулирование предприятий трудоустраивающих лиц с инвалидностью очень слабые и не существенные, у предпринимателей нет заинтересованности в трудоустройстве лиц с инвалидностью.
По этой причине Ассоциация рекомендует определить одним из критериев получение предприятиями и организациями заказа по государственным закупкам на исполнение предприятиями и организациями требовании законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью.
Пособие по безработице
Лица с инвалидностью не входят в состав лиц имеющих право на получение пособия по безработице и официально признаваемых безработными, отмечают в Ассоциации.
“Данное положение является дискриминационным по признаку инвалидности, так как исключает лиц с инвалидностью из числа получателей пособия по безработице наравне с другими гражданами”.
По этой причине Ассоциация рекомендует внести изменения в статью 46 закона «О занятости населения» путем включения лиц с инвалидностью в перечень лиц имеющих право на получение пособия по безработице и официально признаваемых безработными (в том числе относящихся к лицам с инвалидностью I и II групп).
Также Ассоциация рекомендует ратифицировать Конвенцию МОТ №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов».
Дана Опарина